Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Порошенко VS Аваков: ищите женщину

Президент Украины Петр Порошенко в пятницу, 10 июля. на расширенной коллегии МВД Украины открыто заявил, что хотел бы видеть в руководителях Нацполиции Эку Згуладзе. Новость сенсацией не стала, поэтому глава государства сдобрил ее интимной подробностью, что, дескать, он еще два месяца назад уговаривал замминистра МВД согласиться, но она «на меня накричала». Возьмем в скобки пассаж о криках. В том, что в руководители Нацполиции «сватают» именно Эку Згуладзе, не было сомнений со старта реформы патрульной службы. Вопрос в другом: почему она отказывается (если отказывается) и зачем Петр Порошенко открыл одну из важнейших кадровых карт?

Полицейская прелюдия

Эксперимент с патрульной полицией стартовал в Киеве без какой-либо правовой базы, а присяга и старт работы новых охранников общественного порядка в Киеве были приурочены к 4 июля — Дню независимости США. Те, кто столкнулся с работой патрульных, им сочувствовали: ребята толком не знают ни своих прав, ни своих обязанностей. И не могут знать (выделено мною, — авт.)! Потому что, повторюсь, закона, правовой базы для них — нет. Вместо этого, возникла двусмысленная ситуация, поскольку, если бы кому-то из задержанных полисменами пришла в голову мысль обратиться в суд, полисмены были бы…осуждены. Да, формально, они не имеют право применять оружие (кроме самозащиты) и что-либо кому-либо указывать. На практике, от них требуют результат.

Простейший выход из ситуации, когда реформа не готова, но надо показать результат, — прикрепить новых патрульных к опытным патрульным. По крайней мере, была бы хоть видимость законности. Этого не произошло. Опять же, аргументы вполне логичны: дескать, старые патрульные научат новичков новым коррупционным схемам.

И мало кто обратил внимание на нюанс: если новых патрульных так легко научить коррупционным схемам, то куда они годятся вообще? Чему их учили, как не противостоять коррупции, не выявлять ее? Допустим, их наставник стал бы вкручивать коррупционную схему. Они бы его сразу и «повязали». В смысле, сигнализировали бы куда следует. Если же новые патрульные робки и беззашитны, как кисейные барышни, зачем такие патрульные в пропитанной коррупцией стране?

А если имеется в виду все-таки бросить котенка в воду, чтобы он научился плавать (а вдруг?), то почему сначала не приняли какое-то правовое решение. Странно видеть старт реформы правоохранительной системы с попрания базовых принципов законности. И исключительно высоким уровнем самосознания киевлян можно объяснить тот факт, что никто не оспорил действия новых патрульных.

Кто кого подвесил

Подвешенная патрульная служба — вряд ли случайность. Скорее, это инструмент в интриге вокруг министерства внутренних дел. Это, пожалуй, единственное силовое ведомство, где позиции человека из обоймы Арсения Яценюка (и имеющего прямые выходы на Юлию Тимошенко и Александра Турчинова) прочно. Об отставке Арсена Авакова, в частности, в парламенте говорили с момента его назначения, но особо громко — в начале июля. даже вроде бы и проект постановления есть, и голоса собраны. Однако, вспыхнув, отставочная кампания резко сошла на нет. При этом сам Арсен Аваков, вопреки ожиданиям, пиарился на полиции в Киеве весьма скромно. В отличие от Эки Згуладзе, спешно созвавшей брифинг, где было больше эмоций, чем конкретных данных (которых и не могло быть после суток работы новых патрульных).

Складывается впечатление, что патрульные не более чем инструмент в схватке за стратегическое ведомство. Почему?

Во-первых, понятно, что отставка Арсена Авакова будет иметь нежелательные последствия. Прежде всего, для того шаткого равновесия межклановых отношений, которое позволяет Украине более-менее сносно проживать лето. Во-вторых, отставка министра внутренних дел негативно скажется на альянсе БПП-«НФ». В-третьих, у Петра Порошенко нет кандидатуры на эту должность. Со своей стороны, Арсен Аваков продемонстрировал гибкость и чуткость к пожеланиям президента. В частности, в кадровых вопросах.

И все же, если бы у Банковой было желание обойти Арсена Авакова с наименьшими потерями, единственный путь — создать дубль-структуру. Например, Национальную полицию. По еще не подписанному президентом закону, Нацполиция будет иметь широкие полномочия, а ее руководитель, в силу этого, становится влиятельной фигурой. И даже если Арсен Аваков сохранится в кресле министра внутренних дел, руководитель Нацполиции, вероятно, будет куда влиятельнее его.

Сейчас Арсен Аваков, который не может не понимать сути происходящего, маневрирует, стараясь еще более доказать свою лояльность президенту. Но, можно заметить, в недрах украинской милиции нарастает глухой протест: уволенные или отстраненные служащие, просто недовольные, сочувствующие…Этот список можно продолжать. Теперь предположим, что их — недовольных — несколько тысяч, как минимум. И потихоньку, исподволь, в эпицентре недовольства оказывается Эка Згуладзе, которую в Интернете (на форумах) характеризуют не самым лучшим образом. Такой ресурс недовольных — слишком опасный рисковый потенциал, чтобы в АПУ его игнорировали.  Поэтому лобовой атаки на Авакова не будет. Судя по эксперименту с полицией, не будет и однозначных сигналов о недовольстве. Банковая оставляет широкое пространство для маневра, скорее всего, с целью вывести Авакова на открытые действия. на данный момент, министр внутренних дел решился только на резкие кадровые перемены.

Но в подвешенном состоянии и Эка Згуладзе. Вряд ли она в восторге от отсутствия правовой базы. Возможно, замминистра и готова работать в тестовом режиме, но ей дискомфортно, она ожидает шквал критики и пытается подготовиться к таковому. Особенно с учетом скандала с «Торнадо». В правовом отношении, полиция мало чем отличается от добровольцев.  Но даже эта ситуация, которая неуклюже объясняется «сопротивлением системы», не смогла вывести Згуладзе в прямые оппоненты Авакову.

И тут президент делает эмо-ход.

Шерше ля фам

Публично назвав Эку Згуладзе предполагаемым руководителем Нацполиции, Петр Порошенко убил двух зайцев: показал Авакову, что не собирается его убирать, и в то же время намекнул на скорое появление сильного конкурента.

Арсен Аваков отреагировал на проблемы в сотрудничестве милиции и новой полиции достаточно нервно, — полетели головы в Главном управлении. Мы можем предполагать, что назначения на вакантные должности, как минимум, не будут неприятны АПУ. Пока что, дрессировка Авакова увлекает Банковую: имея в распоряжении Эку Згуладзе и настроения некоторых фракций парламентской коалиции, можно обеспечить относительную лояльность этой фигуры.

Но все порушить может все та же Эка Згуладзе. Судя по ее последним заявлениям, возглавит полицию ей улыбается, но нужны определенные гарантии. Какими бы они ни были, дать их президент не может. Или не хочет. Поэтому ситуация «зависла» для всех.

Первые пострадавшие уже есть. Это патрульные полисмены, которые пытаются научиться плавать. Хорошо, что киевляне им помогают, кое о чем, несомненно, догадываясь.

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Translate »