Пн. Окт 14th, 2019

Проклятие Верховной Рады

Если бы украинское правительство хотело энергично пополнить Госбюджет, оно бы сделало ставку на туризм. В Египте успешно эксплуатируют проклятие пирамид. У нас проклятие куда круче: если древнеегипетские фараоны поражали простых археологов, то у нас страдают президенты. Причем – все.

Кризис-менеджеры

Не верите? Ну-у, июльская жара в Киеве в середине сентября тоже воспринимается с легким дежа вю, впрочем, у меня жара вызвала бурную (в пределах возможного) радость. Видимо, отсюда и параллели с Египтом. Хотя на сраенвние меня натолкнула резолюция съезда РПЛ. Сейчас основное внимание аккумулируют персоны, документы вторичны. Да, скучно копаться в папирусах. Но там ведь немало интересного!

Вернемся к проклятиям. Есть некий механизм, который можно назвать властным алгоритмом, матрицей, — как угодно, не важно. Важно, что, единожды задав, его чрезвычайно трудно изменить. Применительно к Украине, это ведущая роль парламента в кризисных ситуациях и перемежающийся паралич, когда требуется рутинная работа по выводу страны из перманентного кризиса.

Кто принял основополагающие для независимости документы? Верховная Рада. И хотя Леонид Кравчук никогда не скрывал своей роли в том, что Украина стала независимым государством, а не осталась автономией в РФ, все-таки, парламент сыграл ведущую роль. После чего, став президентом, Леонид Кравчук попытался наладить системную работу с парламентом. Иными словами, чтобы парламент стал послушным. Завершилось все первым серьезнейшим политическим кризисом и досрочными и парламентскими, и президентскими выборами.

Заклятые друзья

В дальнейшем алгоритм повторялся с занудным постоянством: Леонид Кучма и Виктор Ющенко, независимо от деклараций и даже от политреформы, пытались «вылепить» из депутатской субстанции нечто послушное. Попытки были небезуспешны, но дружба ветвей власти и президента(ов) длилась недолго.

Казалось бы, почему? Что мешает просто согласованно трудиться во благо Родины? Как мне кажется, изначально ущербная матрица власти. Смотрите, что получается. Виктор Янукович подошел к проблеме новатоски и предпринял две попытки сформировать послушное голосующее большинство еще на этапе выборов. тем же путем сейсас пытается следовать и Петр Порошенко. И не потому, что он «тоже янукович» или контрреволюционер, или «панда». Когда тасуются президенты, а их поступки одинаковы, дело не в президентах, не в их качествах, а в системе. Механика системы жесткая и неумолимая, она диктует поступки президента Украины, кто бы им ни был.

Мы долгое эхо друг друга

Опять же, почему? Попробую поискать ответ. В Украине как в олигархическом государстве модель власти должна быть и динамической (чтобы быстро адаптироваться под изменения в силовом раскладе кланов), и обеспечивать некий минимум стабильности (чтобы государство не растащили по норкам). Парламент является площадкой, где происходит балансировка интересов кланов, в идеале, конечно. Исполнительная власть должна «вывозить» на себе черную работу обеспечения жизнедеяткльности государства как такового. Президент, по сути, модератор бесконечного полилога кланов и властных структур. Как таковой, президент особо такой уж сущесвенной власти не имеет. Чтобы нарастить политический вес, каждый новый украинский президент сначала ищет опору в Кабмине, затем понимает, что для вольного полета, в том числе, и для выполнения своей роли модератора, ему необходима поддержка в парламенте. В свою очередь, депутаты, как только чуют, что они нужны президенту, начинают набивать цену. Если же их пытаются «построить» и превратить в послушное голосующее нечто, парламентарии, независимо от фракционности, вспоминают о своей сути. Инстинкт самосохранения никто не отменял.

Петру Порошенко нужен послушный парламент, как и Виктору Януковичу, как и Виктору Ющенко, как и Леониду Кучме, потому что, именно он является гарантом не только соблюдения Конституции Украины, так и возврата кредитов внешним заемщикам. Если он не сможет гарантировать возврат долгов, он потеряет свой пост, в стране разразится очередной Майдан и т.п. Порошенко предсказуемо начал укреплять большинство в парламенте, чтобы обеспечить бесперебойное проведение нужных законов. Коалиция предсказуемо начала трещать по швам, очень громко.

Что делать президенту? Кнутом и пряником сохранить коалицию. Пряники почти все розданы, Банковая перешла к «кнуту». Процесс над Игорем Мосийчуком очень похож на аналогичный над Юлией Тимошенко. Я никак не могу понять, зачем настаивать на заведомо конфликтном судье, устраивать театральный арест в парламенте, отодвигая тему драконовской реструктуризации внешних долгов? Зачем делать процессуальные ляпы, видимые невооруженным глазом? Зачем давать основания Олегу Ляшко говорить о контрреволюции, о Порошенко-предателе?

Ломка стержня

Судя по всему, Петр Порошенко намерен раз и навседа сломать матрицу украинской властной модели, когда президент и парламент соперничают за власть. Аналогичный процесс в России был эффектным: танки, жертвы, дымящийся Белый дом. У нас танки не пройдут хотя бы потому, что все они на фронте. Следовательно, нужно просто показать, что президент всесилен и может все. Даже организовать балаганный процесс, и никто пикнуть не посмеет.

Впрочем, подозреваю, что процесс по Игорю Мосийчуку будет затяжным и не без сенсаций. Поскольку, Игорь Мосийчук был связан со странно погибшим Сашей Белым, есть намеки на Мукачево и связь с «Правым сектором».

Но Петру Порошенко, который пытается быть новатором во всем, стоило бы изучить опыт своих предшественниеков. Например, Леонида Кучмы. Он сказал фразу, которая сейчас может спасти нашу страну от глубочайшего политического кризиса. «Украина – не Россия», — изрек Кучма. Это значит, что в Украине российские вертикальные властные модели не приживутся. Никак. Потому, что у нас с кризисами способен справиться только парламент. И всегда все украинские революции бьют по парламенту, и всегда в эпицентре парламент. В 2013 году Верховная Рада осталась единственной площадкой для легитимизации власти, благодаря чему удалось спасти страну от окончательного распада.

«Купол» власти

Поэтому мой совет президентам нынешнему и будущим: не пытайтесь подчинить себе парламент, не перекраивайте его, не лепите в монолите фигурки и не играйте на трещинах. В Верховной Раде нередко проскальзывают не просто умные мысли, а и полезные для страны идеи. Депутаты – тоже люди, среди них есть и такие, кто искренне любит свою работу. Они увлекаются рассмотрением тех или иных законопроектов и действительно доводят их до ума.

Сейчас Верховную Раду забрасывают проектами, грозят ей. Не нужно! Потому что, если грянет кризис, а он грянет, идеально послушный парламент не сможет вновь вытащить страну из очередной ямы.

И не стоит судить Игоря Мосийчука так же, как и задерживали, — театрально, фарсово. Если серьезно, значит, серьезно. Помните о проклятии Верховной Рады. Оно не раскручено, о нем не снимают мистических передач, но действует оно безотказно.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *