Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Кабмин по-парижски

Переформатирование правительства ожидалось после местных выборов, однако, уже в понедельник, 5 октбря, премьер Арсений Яценюк официально запустил процесс кадровых ротаций в Кабмине. Почему такая спешка?

Интересен сам способ старта перефомратирования. Арсений Яценюк написал официальное письмо Владимиру Гройсману, а вице-премьер Вячеслав Кириленко зачитал текст на заседании Согласительного совета. Иными словами, премьер прислал в парламент глашатая с широкими полномочиями, как бы спуская высочайшую волю. Сухой, деловой стиль письма подчеркивает не только сложные отношения между двумя политиками, но и стремление премьера максимально отстраниться от процесса выдвижения кандидатур на вакантные должности в Кабмине. Это не значит, что Арсений Яценюк вообще не будет принимать участия в увлекательном действе. В конце концов, у него крупная фракция в парламенте, которая также предложит свои кандидатуры. Но формально, внешне, премьер умыл руки. К этому моменту стоит вернуться чуть ниже, а пока – обратить внимание на вероятные причины такого переформатирования именно сейчас.

В беседах с политиками и экспертами автор этих строк, спрашивая о переформатировании Кабмина, слышал мнения, и что это случится после местных выборов, и что кадровые ротации произойдут до даты голосования. Таковы были летние виды на политическую осень. Тогда местные выборы выглядели стратегическими, с точки зрения политического веса отдельных сил, поэтому переформатирование правительства по итогам кампании выглядело логичным. Однако уже летом рассматривался вариант перестановок в Кабмине в отрыве от итогов местных выборов. Следовательно, должна появиться весомая причина, чтобы перекраивать правительство. И она появилась. Это простая необходимость собрать голоса под пакет законопроектов, принять которые президент Петр Порошенко обязался во исполнение минских, а теперь еще и парижских, договоренностей. Главный в этом пакете – проект поправок в Конституцию Украины с фиксацией особого статуса Донбасса. Единственный способ,в разгар выборов, обеспечить «твердые» голоса при нестабильных фракциях коалиции «Самопомощь» и «Батькивщина», — переформатировать правительство. Эта возможность приберегалась на крайний случай, и таковой настал.

Из письма премьера Арсения Яценюка спикеру Владимиру Гройсману можно вычленить один любопытный нюанс. Как я отмечала выше, премьер, елико возможно, старается держаться в стороне от переформатирования Кабмина. Но он же закладывает серьезную мину под сам процесс. Речь идет о настойчивой просьбе к коалиции выдвинуть насколько кандидатов на каждую должность. Само наличие нескольких кандидатов предполагает, что голосование может сорваться, как это, кстати, нередко бывало в Верховной Раде. На этапе обсуждений наличие нескольких кандидатов расширяет поле для маневра. Таким образом, Арсений Яценюк получает прекрасную возможность по максимуму отстоять свои интересы. В том числе, и в рамках бюджетного процесса.

Арсений Яценюк также просит коалицию побыстрее управиться с трудоемким делом поиска достойнейших. Эта фраза может быть простой вежливостью, а может и дополнительным сигналом (для непонятливых), что перетасовки в Кабмине и бюджетный процесс взаимосвязаны.

Теперь о парламенте. Судя по реакции спикера Владимира Гройсмана, ему не очень понравилось то, что Верховную Раду потихоньку превращают в сервисный орган, дрессируя его на предмет реакции на разнообразные инициативы. Так, сейчас парламент будет вынужден заниматься укомплектованием Кабмина, хотя сам такой инициативы на данный момент не проявлял. А ранее, когда депутаты (и фракции) требовали ротаций, призывы, вопли и конкретные инициативы не были даже приняты во внимание. То есть, формируется вертикальная матрица взаимоотношений между парламентом и теми внепарламентскими структурами, которые желали бы иметь на него влияние. В данном случае, политес требовал бы от премьера лично обратиться, и не к парламенту, а к коалиции, и не публично, а на заседании оной, обсудить целесообразность ротаций и выйти с совместным заявлением «на люди», с озвучкой мало-мальсик внятных аргументов. Независимо от того, как бы реально стартовал процесс, внеше партнеры были бы равноправными и все приличия были бы соблюдены. Вместо этого идет откровенная дрессура Верховной Рады, в частности, коалиции. Но парламенту, фактически, некуда деваться, необходимо не просто реагировать, а реагировать конструктивно. После «кнута» в виде ареста депутата Игоря Мосийчука в Верховную Раду вброшен «пряник». Судя по первой реакции, многие видят сладость «пряника», игнорируя способ его «вброса». Следовательно, мы можем ожидать, что пакет кандидатур будет сформирован в течение одной недели, а к следующей «пленарке» новые министры будут проголосованы Верховной Радой без особых эксцессов. Тем более, президент спохватился: как сообщил спикер Владимир Гройсман под занавес заседания Согласительного совета,  глава государства всегда открыт к общению с депутатами, с фракциями и сейчас готовит встречу с ними, «в ходе которой будут, в том числе, обсуждаться и итоги парижских переговоров».

Лилия Брудницкая, эксперт ЦСП «Выбор»

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Translate »