Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

СУДный день: почему наказание коррупционеров превращается в фарс

Наблюдая за несколькими актуальными судебными процессами против высокопоставленных лиц, подозреваемых в коррупции, невольно ловишь себя на мысли, что «я это уже видел(а)», причем, совсем недавно. Где и когда?  Из недр подсознания вынырнул процесс Бориса Колесникова, затем Юлии Тимошенко и других. Причем лично я отметила интересную взаимосвязь: судебная активность украинской власти (в том числе, и преступной «януковичей») усиливалась в разы при  политических плясках вокруг безвизового режима с ЕС и одновременно вокруг продолжения сотрудничества с МВФ. Есть и другие совпадения. Так, Евросоюз настаивал на новом Уголовно-процессуальном кодексе для режима Януковича и на судебной конституционной реформе уже для команды Порошенко. Случайны ли эти совпадения? Возможно, да, но, как мне кажется, все же, скорее нет.

Вернемся к высокопоставленным узникам. Их несколько, и сюжеты, развивающиеся вокруг фигурантов, поражают жанровым разнообразием. Суд над Геннадием Корбаном напоминает заправский триллер, Игорь Мосийчук действует в координатах психодрамы, а Елена Лукаш и вовсе воспринимается как героиня итальянского фарса. Мы с различной степенью увлеченности погружаемся в детали и, не особо сетуя на громоздкий процессуальный ход событий,  готовы ждать хоть до второго пришествия, когда будут наказаны злодеи, веря, что они будут наказаны. Это, так сказать, мифологема о добром и справедливом царе (президенте, правительстве) и сказочный уровень восприятия происходящего.

А если оторваться от деталей судебного сериала и оценить сам процесс в целом? Окажется, что сформировалась некая параллельная реальность, где происходит наказание злодеев, только слишком уж растянутое во времени, как «Рабыня Изаура». То, что эта реальность двухмерная, никого особо не смущает. Главное, процесс идет, коррупционеры рассажены по местам, Украина успешно искореняет главную помеху к процветанию. И это второй уровень восприятия происходящего, романтически-политический, связанный с клятвами на Майдане и с требованиями ЕС. В Евросоюзе, конечно же, понимают, что на скамьях подсудимых далеко не все (и не главные) коррупционеры страны, и не факт, что вина их будет доказана (если они реально виновны) и зло наказано. Еврокомиссары также осознают, что в происходящем немало театральщины.  Однако, формально к Украине придраться нельзя: хотели ловлю коррупционеров — пожалсте, вон сколько наловили, суды не успевают разгребать. А что судят нужно, так, извините, мы же хотим соответствовать европейским стандартам, все права блюдем. Тренируемся быть европейцами.

На самом деле,  показательные суды могут быть ширмой для куда более важных процессов. Например, для решения вопроса о безвизовом режиме с ЕС. То, что парламент провалил «безвизовый пакет», всего лишь продолжение мифологемы «хороший царь». При «хорошем царе» всегда плохи «бояры», и Верховная Рада на роль «бояр» идеально подходит. Полагаю, если бы все дело было в парламенте, ЕС бы не выказал особой обеспокоенности. Между тем, таковая присутствует. Почему?

У меня мелькнула шальная мысль, что Евросоюзу сейчас не слишком и желательно, чтобы Украина приняла «безвизовый пакет», потому что, тогда бы проблемы начались уже у Брюсселя. Как ни крамольна версия, именно она многое объясняет. Во-первых, странное нежелание голосовать, наблюдаемое во фракции БПП (поправка к Трудовому кодексу о дискриминации да и то, как она была внесена, в нарушение Регламента, саботирование заседаний комитетов). Во-вторых, быстрое решение Брюсселя отложить вопрос о безвизовом режиме для Украины, принятое в понедельник, хотя Верховная Рада готовится устроить безвизовый вторник. У меня ощущение, что в ЕС всерьез опасаются мигрантов из Украины и, если честно, не имеют четкого представления, что с таковыми делать. Отсутствие стратегии по отношению к украинским трудовым мигрантам или хотя бы намеков на такую стратегию говорит о том, что проблема для ЕС не первоочередная. В-третьих, Россия. Как бы мы ни относились к РФ, фактор Кремля нельзя сбрасывать со счетов, когда речь идет о Евросоюзе. Фредерика Могерини в понедельник, 9 ноября, фактически получила от  Петра Порошенко кучу заверений в успешности реформ, но главным был, скорее, Крым, нежели украинские реформы. И истинная цель визита г-жи Могерини как раз и заключалась в урегулировании крымского вопроса. Не исключаю, что Россия играет с Украиной в вопросе о безвизовом режиме как кот с мышкой, дремотно закрывая глаза, но молниеносно выбрасывая когти, стоит Украине реально приблизиться к безвизовому режиму с ЕС. И Крым в этой игре отличная разменная монета. Достаточно, например, малейшей провокации в зоне размежевания или доказанного факта экстремизма в Крыму, чтобы официальный Киев, приняв все мыслимые и немыслимые реформы, отказался от «точки без виз» дальше, чем был.

При этом Петр Порошенко вынужден балансировать интересы внешних партнеров и врагов и украинских кланов, а в ЕС отлично понимают, что тот президент, при котором будет достигнут безвизовый режим, получит карт-бланш на несколько сроков вперед, и сомневаются, стоит ли давать «золотой евро» именно Петру Порошенко, деятельность которого на посту президента вызывает все больше критики.

И в такой драматический момент шекспировского напряга чуть ли не по подсказке США Петр Порошенко активизирует охоту на коррупционеров. Зачем? Ответ прост: чтобы не потерять популярность и доказать эффективность. Иными словами, чтобы получить «золотой евро», нужно потрудиться. Естественно, любому профессиональному следователю  понятно, что такие громкие дела требуют солидной доказательной базы, которую добыть практически нереально, а если и реально, то не сразу. Но процессы-то нужны, и их формируют из первых попавшихся фактов, странным образом игнорируя то, что лежит на поверхности (дабы не сработал рикошет). Оптимисты надеются, что, пока идут показательные процессы, правоохранительные органы смогут спокойно собрать докбазу для процессов реальных. Пессимисты видят в громких делах очередные постановки, слепленные куда хуже процесса над Тимошенко. Правы и те, и другие.  Правы и те, кто просто наслаждается унижением некоторых власть имущих, оказавшихся в положении простых смертных.

Тем временем, Петр Порошенко в очередной раз уламывает депутатов, в том числе, и своей же фракции, сделать милость и проголосовать, чтобы у Брюсселя не было аргументов «против» безвизового режима. Не удивлюсь, если во вторник в Верховной Раде глава государства появится собственной персоной и повторит «на бис» свое сольное выступление с Гимном Украины.

Только это будет уже не фарс, а трагифарс.

Лилия Брудницкая, эксперт Центра структурной политологии «Выбор»

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Translate »