Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Скандал: БПП дала искру от внутренних трений

 

Вторничный, 24 ноября, резонанс заседания фракции БПП, состоявшегося накануне, на первый взгляд, угрожает разнести в пух и прах действующую парламентскую коалицию. На самом деле, речь идет не о коалиции, а о масштабных ротациях в высших эшелонах власти, причем, не только в Кабмине. Более того, изначально рутинная кадротряска обрела все признаки более масштабного и плохо контролируемого процесса.

Изначально, если помните, речь шла об абстрактном повышении эффективности реформаторской деятельности правительства, как водится, путем ротаций. Об этом заявляли и президент Петр Порошенко, и премьер Арсений Яценюк. Намерения «всех перетряхнуть» были особенно громко озвучены после местных выбоов. Результаты всеукраинского волеизъявления оказались неоднозначными, но, в целом, благоприятными для БПП. Что, естественно, насторожило Арсения Яценюка. Не менее насторожило широкое использование тех возможностей, которые есть у должностных лиц на местах, и УКРОП. Кривой Рог стал тестом на сепаратные переговоры (или контакты) БПП с «Оппозиционным блоком». В целом, для Арсения Яценюка и Игоря Коломойского нарисовалась неприглядная картина: их выдавливают и из политикума, и из бизнеса (Корбан, «Приват»). Решение премьера не участвовать своей партией в местных выборах вызвало неприятие у многих членов «НФ». В результате, кто-то спешно вынужден был идти на поклон в БПП или УКРОП, кто-то остался не у дел.

Возможно, стороны бы и договорились, но случился инцидент с ЛЭП в Херсонской области. Оставив в стороне геополитические и экономические последствия, обратим внимание на кадровые. Помимо обесточки Крыма, дезавуирован скандальный договор с РФ о поставках электроэнергии («Крымский федеральный округ»). Скандал бьет по Петру Порошенко (и по тем, чей человек Владимир Демчишин), но основной удар принял на себя Арсений Яценюк. Он прибег к ответным мерам, достаточно жестким. Что, в свою очередь, поставило нашего президента в неудобное положение и перед Россией, и перед ЕС (раздражение Яна Томбинского не случайно). Итого, президент и премьер в очередной раз вошли в клинч, что на фоне острой нехватки времени, а также возможностей удовлетворить всех кредиторов, обостряет специфику происходящего. Например, та же Россия может потребовать возврат долга в 3 млрд, а если нет – дефолт. Теперь предположим, что контакты с РФ, а также свой интерес там имеют и президент, и премьер. Сейчас у Петра Порошенко появился шанс потеснить Арсения Яценюка и стать спасителем страны от дефолта. Если он, конечно, договорится с Россией о реструктуризации долга. То есть, судьба Арсения Яценюка как любимца внешних кредиторов, зависит от Петра Порошенко. Премьер это понимает, как и то, что приближается середина декабря, его отчет в Верховной Раде, исходом чего может стать вотум недоверия. Сам хлопнуть дверью он не может. Остается играть на опережение и вбивать клинья в и так расслоенную БПП.

Опять же, предположим, что вбивание клиньев «НФ» в БПП осуществляет не сам, а заручившись поддержкой. Чьей? Показателен в этом смысле скандал с Виктором Чумаком. Вы не забыли, что Виталий Кличко есть лидер БПП-«Солидарность»? В самой БПП об этом предпочитают лишний раз не вспоминать. А чтобы экс-«ударовцы» не слишком ерепенились, угомонить особо ретивых. Одним из таких и был Виктор Чумак. Против него началась мощная информ-кампания, но она – лишь повод к недовольству. Виталий Кличко, образно говоря, предоставил возможность «НФ» надавить на трещинки в БПП. И те, кто присутствовал на заседании фракции, с ужасом узрели истинную степень монолитности партии. И ужаснулись. Синхронно с этим, лидер «НФ» Максим Бурбак рассыпался в заверениях верности Арсению Яценюку. Тут же «Батькивщина» отозвала заявление (Александра Кужель) против Андрея Тетерука. Иными словами, сформировалось нечто вроде антиБПП-коалиции, куда вошли часть «НФ», активная часть «Батькивщины», РПЛ (как сочувствующая) и идейная часть БПП (в основном, экс-«ударовцы»). Что не есть лишнее, так как, на том же скандальном заседании БПП высказалась против Яценюка-премьера. В ответ «НФ» предложил сдать все кресла в обмен на Яценюка-премьера.

Но самое интересное, что в самой БПП к происходящему относятся с юмором. Юрия Луценко назвал происходящее нормальным разговором откровенных людей.

И в этом слове – «очищение» — кроется, как мне кажется, ключ к пониманию происходящего. Во-первых, метод «замараться, чтобы полностью очиститься» никто не отменял. В адрес БПП давно звучат обвинения, что депутатов других фракций арестовывают, а пропрезидентской – нет. Так что, взаимные разборки очень кстати. Во-вторых, максимум бонусов из ситуации получает именно БПП. Инициировав разборки, депутаты понимают, что волна разойдется и по другим фракциям. Что в итоге получится и какие факты выйдут наружу, остается только гадать. В таких обстоятельствах выигрывает тот, кто инициирует и контролирует. А БПП, если последуют новые скандалы, останется менее запятнанной, как фракция, запустившая механизм самолюстрации.

Теперь о кадрах. Противостояние президента и премьера вполне объяснимо, если учесть, что в разгаре формирование нового состава ЦИКа. И БПП единственная фракция, не подавшая своих кандидатур. От силового расклада в ЦИК зависит слишком многое, чтобы партии не вступили в ожесточенную схватку за кресла. Кроме того, очень может быть, освободятся кресла и в Кабмине, и ГПУ. Не исключено, уйдет премьер (или его уйдут). И фракциям очень удобно превентивно сузить круг достойных кандидатов на все потенциально вакантные должности.

Лилия Брудницкая, эксперт Центра структурной политологии «Выбор»

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Translate »