Пн. Окт 14th, 2019

Украина может вести псевдосепаратные переговоры о мире

ГрызловВизит представителя РФ в Контактной группе Бориса Грызлова в Киев может быть первой серией сложных псевдосепаратных или реально сепаратных переговоров о мире. В пользу этой версии несколько нюансов, сопровождающих и визит, и кадровые решения российской стороны по своему представительству, а также внешние обстоятельства в том виде, в каком они могут представляться вероятным участникам консультаций.
Назначение Бориса Грызлова не было откомментировано украинской стороной на официальном уровне. Следовательно, мы можем с достаточной долей вероятности предполагать, что эта кандидатура согласована с Киевом, как минимум, на уровне экс-президентов. Дальнейшие события, хотя вроде бы не связаны с господином Грызловым, на самом деле, имеют непосредственное отношение к странному визиту в Киев. Например, ротации в руководстве «ДНР» и «ЛНР». Убираются наиболее одиозные и раздражающие фигуры. Помимо этого, российская сторона дала понять, что готова обсуждать цену газа. Иными словами, РФ всячески демонстрирует миролюбие, что особенно рельефно воспринимается после усиления атак на украинские позиции перед и сразу после Нового года. Вполне логично смена настроений Кремля выглядит на фоне эмбарго на российские товары, особенно в комплекте с продлением санкций мирового сообщества против России. Однако наиболее вероятным фактором перехода Москвы к тактике миролюбия является обвал цен на нефть на мировом рынке.
Кажется, Украина и мировое сообщество могут торжествовать? Скорее всего, спешить не следует. Маневры российского представителя в Киеве окутаны таинственностью. Историки проводят параллели с визитом Риббентропа в Москву и, вероятно, доля истины в этом есть, поскольку, обсуждаемые темы вызвали бы неоднозначную реакцию в социуме, доведись их озвучить. Судя по тому, что визит начался и завершился при отсутствии реакции официального Киева, плодотворным этот контакт не был. Но если Петр Порошенко рискнул чуть ли не демонстративно допустить официального представителя РФ в Киев, такой шаг был для него оправдан. Чем? Здесь стоит вспомнить, что президент Украины пришел к власти как миротворец и сейчас ему необходимо достижение мира, чтобы, не исключено, компенсировать некоторое разочарование в европерспективе после референдума в Нидерландах. Со своей стороны, Россия заинтересована в снятии имиджа агрессора, санкций и низкой цены на нефть. Кремль готов предоставить Порошенко возможность достигнуть прогресса в урегулировании ситуации на Донбассе и, даже, вероятно, обсуждать вопрос Крыма. Не исключено, озвучивались обещания отвода войск от украинской границы по зоне размежевания. Какие могут быть схемы?
Сразу оговорю, что мы не усматриваем в самом факте такой встречи какой-то «зрады» (Порошенко-Грызлов) хотя бы потому, что ради мира и не так раскорячишься. Знание намерений оппонента – слишком ценная информация, чтобы ею пренебрегать. А вряд ли Борис Грызлов отважился на такую встречу без санкций Путина. Следовательно, Порошенко получил вести практически напрямую, с небольшими сикажениями.
Мы предполагаем, что речь шла о демилитаризации зоны АТО путем демократических выборов на тех территориях, где эти выборы проведены не были. (Идет тестовая «накачка» в виде заявления Леонида Кравчука о том, что без войны можно было обойтись). Пересмотр состава руководителей «ДНР» и «ЛНР» — первая ступенька в наведении лоска перед волеизъявлением. Российская сторона готова даже формально передать спорные территории под украинское руководство, оставив там влиятельные фигуры и имея возможность контролировать ситуацию. (Симптоматично в этой связи назначение заместителем мэра Днепропетровска представительницы «Оппозиционного блока»). Таким образом, необходимость в вооруженных людях на в зоне АТО отпадает.
Внешне приманка выглядит очень заманчиво. Но она, как классические дары данайцев, содержит мину замедленного действия для Украины. Допустим, все удалось, Украина в ходе переговоров настояла на возврате аннексированных территорий и даже на некоей компенсации утерянного. Соответственно, военные вернутся с позиций в зоне АТО в мирную жизнь. И Петр Порошенко столкнется с очевидностью того, что этих людей сложно контролировать и еще сложнее «вписать» их в мирное существование. Кипучая энергия военных потребует выхода, и лишь небольшая часть солдат сможет найти работу и адаптироваться вновь к реалиям мирной жизни. На остальных будут буквально охотиться ОПГ, по максимуму используя реформу правоохранительных органов, неизбежно ослабляющих эти самые органы, пусть и на краткий период. Случаи вроде драки в Драгобрате покажутся детским лепетом. Тем временем, на Донбассе ситуация будет настолько неоднозначной, а представительство «Оппозиционного блока» и партий-клонов, контролирующих данные регионы, столь серьезным, что не исключен ренессанс «януковичей» во власти. Россия, повторюсь, сохранит контроль за ситуацией в «ДНР» и «ЛНР», какое-то время Кремль будет источать миролюбие. После чего, при новых столкновениях, Украине будет крайне сложно собрать коалицию себе в поддержку.
С другой стороны, если Петр Порошенко упустит данный шанс прекратить АТО, действия России могут быть непредсказуемыми. В том числе, и кровавыми. Не исключаю, на попытках консультаций с Россией настаивали и некоторые представители ЕС (неофициально, разумеется). Война в Украине утомила Запад. Торговая война – тем более. Если Украина и Россия смогут вести переговоры напрямую, Евросоюз отступит на позиции заинтересованного наблюдателя, что намного удобнее, чем нынешнее бремя миротворцев.
Однако визит Бориса Грызлова в Киев был настолько осторожным, что выглядит и как своего рода тест на восприятие представителя России в украинской столице. Похоже, Петр Порошенко не уверен, выдержит ли страна такой дипломатический вольт. Кроме того, не стоит забывать о достаточно мощной патриотической оппозиции, которая быстро созовет новый Майдан, и этот Майдан будет такой же многочисленный, как и ЕвроМайдан. Если переговоры и готовятся, они, безусловно, будут обставлены как сепаратные, чтобы у Украины было хоть какое-то пространство для маневра.
По косвенным признакам, времени у переговорщиков до марта месяца, пока Верховная Рада не внесет поправки в Конституцию Украины о децентрализации власти совместно с судебными поправками, которые превращают судебную ветвь власти в независимую и очень влиятельную, неподконтрольную ни президенту, ни парламенту, ни премьеру. Но какую цену на самом деле Россия запрашивает за мир, остается только гадать. Очевидным является лишь одно: как бы ни поступила Украина, инициатива сейчас на российском поле. Откажется Киев от мирных инициатив – будет обвинен в разжигании розни. Согласится – вынужден будет мириться со многим под эгидой «терпимости ради мира». Внутренние конфликты в Украине не получат разрешения. А это значит, что в сложнейшем периоде для нашей страны пройдена лишь третья глава.
Лилия Брудницкая, эксперт Центра структурной политологии «Выбор»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *