Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Чем заболел президент?

Порошенгко болен

В среду, 3 февраля, на представлении нового губернатора Киевской области президент Украины Петр Порошенко выглядел неважно заговаривался, делал длинные паузы, во время которых мучительно пытался припомнить, о чем бишь он ведет речь. Петр Порошенко мог банально простудиться, подхватить грипп или переживать резкие колебания уровня глюкозы в крови. Однако события вечера вторника и первой половины среды свидетельствуют о том, что сознание и, что особенно важно, подсознание главы государства заняты тяжелыми и чрезвычайно тревожащими его мыслями.

Итак, накануне вечером губернатор Одесской области Михаил Саакашвили встречался с рядом политиков и должностных лиц. В результате, минисмтр экономики Айварас абромавичюс подал в отставку, обвинив заместителя председателя фракции БПП Игоря Кононенко в противодействии реформам. В частности, он рассказал, что ему спустили заместителей сверху, один из них позиционировался как человек Кононенко. Абромавичюс заметил, что не хочет быть ширмой для коррупционных действий. Со своей стороны, Игорь Кононенко дал понять, что раскритиковал министерство экономического развития из-за отсутствия зеркальных экономических санкций против России. Иными словами, намекнул на лоббирование Абромавичюсом интересов российского капитала в Украине. Айварас Абромавичюс не отрицал, что у него клинч с Кононенко, и не только из-за заместителей, но и из-за руководителей госпредприятий и из-за правил приватизации.

Утром в Верховной Раде во время разминки один из депутатов фракции БПП обвинил Михаила Саакашвили в «гастролировании» и в прямом вымогательстве и использовании служебного положения, в рейдерстве. Обвинения серьезные. Михаил Саакашвили чуть ранее вязал Кононенко с Яценюком.

Логическая цепочка выстраивается следующим образом: Игорь Кононенко, который достаточно замаран в скандалах, привязывается к Арсению Яценюку. Оба по умолчанию соотносятся с Игорем Коломойским и сбрасываются со счетов: Игорь Кононенко со скандалом уходит, Арсений Яценюк затихает, Михаил Саакашвили громко и эффектно начинает свою карьеру в качестве лидера мощного украинского народного антикоррупционного движения, радикальное крыло которого (дял внутерннего употребления) будет курировать г-н Ярош и лидеры бывшего «Правого сектора».

Однако красиво въехать в премьер-лигу у Михаила Саакашвили не получится, потому что, в игру мощно вступил Виталий Ковальчук. В последнее время УДАР терпит притеснения, и не только в Киеве. Но в столице положение ударовцев особо отчаянное: подвешены выборы в райрады, чем нарушается выполнение обещания Виталия Кличко о восстановлении самоуправления в районах столицы. Куда серьезнее, что Киев подвесили в плане финансов. Руководитель влиятельного департамента КГГА Дмитрий Белоцерковец возглавил киевскую «Солидарность». Ссора между Виталием Кличко и Виталием Ковальчуком произошла по-тихому после выборов, когда Кличко потребовал Киев и не позвал Ковальчука первым замом. Ковальчук ушел в АП, но натянутость, скорее всего, не исчезла. Сейчас у Виталия Ковальчука отличный шанс отыграться, и он этим шансом может воспользоваться. Симптоматично, что в парламенте разразился скандал вокруг якобы факта кнопкодавства народного депутата Сусловой. На брфинге в кулуарах народный депутат Сергей Лещенко обвинил депутата Суслову в кнопкодавстве и бросил тень на депутатов УДАРа, которые были около трибуны и наблюдали. В зале заседаний парламента, кстати, добиться переголосования повестки сессии не удалось, хотя прошел и скандальный проект 3700. Цитата поста в ФБ: «При голосуванні за включення законопроектів до порядку денного (в тому числі проекту №3700) було кнопкодавство — в секторі партії УДАР було проголосовано карткою позафракційного депутата Ірини Суслової. В момент кнопкодавства біля слоту стояли депутати БПП Ткачук та Лівік. Це видно на відео офіційної трансляції Верховної Ради (питання №9) https://www.youtube.com/watch?v=cOwCmI1gpmQ

Такой маневр может имет двойную цель: уйти от соответственности за внесение в повестку 3700 и одновременно выбить почву из-под ног Кононенко и Кличко, бросив тень на УДАР и киевскую власть.

Скандал привел к досрочному перерыву в работе парламента и совещанию у спикера, который упрямо не ставил повестку дня на переголосование, на чем настаивали борцы с кнопкодавством. Маневр повторного голосования не прошел, и Владимир Гройсман, выказывая все признаки беспокойства с раннего утра, просто прервал заседание. В том числе, и потому, что скандал Абромавичюса явно стал неожиданностью для Порошенко. Есть неписанное правило: можно рвать друг друга на части, но шеф должен быть хотя бы частично в курсе. Сейчас его люди сыграли втемную.

На фоне таких скандалов президент Украины Петр Порошенко представлял нового главу КОГА. Им стал Максим Мельничук, вице-президент Национальной аграрной академии наук. 28 января Владимир Шандра написал заявление об отставке с этого поста, причин так и не объяснил до сих пор. Мы можем предполагать, что идет зачистка проблемной области перед досрочными выборами. В то же время, Максим Мельничук, по определению, будет представлять интересы аграрного лобби. По некоторым публикациям, Максим Мельничук входит в аграрный клан Мельничуков. В частности, его отец, Дмитрий, экс-ректор НУБиП, обвинялся в продаже земель университета и прочих финансовых махинациях. Максим Мельничук работал на должности замминимстра агрополитики в 2010-2011 годах (при Януковиче), баллотировался в мэры Киева от Аграрной партии Украины. Лидером этой партии был Виктор Слаута, нынешний лидер – Виталий Скоцик. В прекзидуме фигурируют Иван Матчук и Виктор Плачков.

Рискнем предположить, что назначение Мельничука в КОГА связано с нечеткими до сих пор трендами на слижение старой и новой бизнес-элит и концентрация сил на фоне войны Порошенко-Коломойского. Косвенно такую версию подтверждает сам Петр Порошенко, жестко раскритиковавший тех, кто «желал бы отгородиться стеной от Донецкой и Луганской областей». Продолжая мысль президента, нельзя отгородиться и от местных элит, а также от их представителей в Киеве. Но такое сближение вызовет реакцию социума и политикума, вплоть до Майдана. Внешние партнеры вряд ли будут вести какие-либо дела с президентом откровенно слабым, в адрес близких соратников которого звучат обвинения в коррупции. Реакция США, Канады и ЕС, например, на заявления Айвараса Абромавичюса была молниеносной.

И сейчас перед Петром Порошенко выбор: частично умаслить старую элиту и сцементировать собственную фракцию и, возможно, коалицию (проект 3700) или сейчас, немедленно выйти на досрочные парламентские выборы с тем, чтобы избежать досрочных президентских выборов. На выборы идти нельзя без 3700, так как, закон позволит жестко управлять списками и кандидатами, держать их всех на коротком поводке. Но докуметн нужно еще принять, а голосов, очевидно, нет. Кнопкодавство стало отчаянным шагом. И если проект будет лихорадочно продавливаться, день голосования по нему (успешного!) станет днем обратного отсчета до досрочных выборов.
Судя по тяжким раздумьям, Петр Порошенко определился, но колеблется. Пример Виктора Ющенко его пугает, разброды, шатания и взаимные обвинения в своей команде – тоже. Он не уверен ни в ком и ни в чем. Чтобы обеспечить неплохие стартовые позиции на выборах, он провел Мельничука в КОГА и обкладывает Кличко со всех сторон. Синхронно спешными темампами клепается новая мощная партия, для этого и нужны скандалы.

Теперь остается Верховной Раде выкинуть очередной громкий фортель – и Банковая воспользуется им для открытых консультациях по досрочным выборам.

Владимир Шандра, учуяв тренд, отошел в сторону под «зонтик» АПУ. Останется ли замом Лев Парцхаладзе, неизвестно, скорее всего, да, с учетом лидерства Михаила Саакашвили в новой партии.

По большому счету, Петр Порошенко должен понимать, что никакие досрочные выборы не решат проблем, потому что, проблемы не в депутатах и не в парламенте, а в окружении самого президента. Мы получим, в результате «досрочки», Верховную Раду с более мощным корпусом экс-«регионалов» и пропрезидентских сил с ужатием или даже исчезновением некотрых фракций (РПЛ, «Самопомощь»). Возможно, вернется «Свобода». Будет ли она эффективнее нынешней? Однозначно – нет. Под куполом, как и вообще в нашей власти, работают совершенно другие правила, нежели те, которые кандидаты обещают избирателям защищать и отстаивать. Судя по убитому виду президента, он догадывается, что это ничего не изменит, а как изменить – не знает или не хочет знать. Ощутив мощь Майдана, Петр Порошенко должен думать и о том, что сейчас в Украине складывается острая предмайданная ситуация. Перенаправить пар на парламент – всего лишь тактический маневр. Просто в социуме нарастает внутренний протест против построения президентом жесткой властной вертикали а ля Россия. Так оправдывает себя тезис, что Украина – не Россия, и жесткая властная вертикаль у нас неприменима в принципе. Петр Порошенко на грани той же ошибки, которую в свое время совершил Виктор Янукович. Поэтому можно сказать, что Порошенко заболел Януковичем. До сих пор лечение от такого заболевания украинский народ знавал только одно – Майдан.

Время пошло.

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Translate »