Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Жесткий сценарий или «жесть» напоследок?

Кандалы

События по делу Надежды Савченко в среду, 9 марта, свидетельствуют о радикальном изменении сценария Кремлем буквально за одну ночь. Что произошло?

Мы можем предположить только одно – сама Надежда Савченко вступила в игру. Осознав, что стороны конфликта пытаются использовать ее в своих интересах, летчица, отбросив дипломатичность, высказалась резко и недвусмысленно. Это стало неожиданносью для Москвы, хотя, ведя пристальное наблюдение за узницей, «уполномоченные лица» могли предполагать такой поворот. Тем не менее, пришлось быстро менять сценарий.

Именно поэтому, скорее всего, была задержана группа украинских народных депутатов и врачей, летевших к Надежде. Чтобы подчеркнуть ту фразу в заявлении Савченко, где говорится «я не доживу до приговора», к ней допустили мать. Но отказывают адвокатам в свидании с подсудимой.

Похоже, имеет особое значение и дата оглашения приговора. Однако не просматривается никаких «подвязок» под важные события, заседания и т. п. Разве что мистическая версия: 9 марта солнечное затмение, 23 марта – лунное. Но даже если и так, это дает лишь спутанность и спонтанность событий, выход из-под контроля и неожиданное решение.

В связи с этим мне вспоминается несколько серий 4 сезона «Карточного домика». Президент США Фрэнк Андервуд с женой Клэр с визитом в Москве, их принимает президент РФ Иванов, поразительно похожий на Путина (кстати, отличная актерская работа). В узилище томится правозащитник, Клэр идет к нему, Андервуд ведет сложные переговоры с целью освободить узника правды, но правозащитник неожиданно вешается в камере на платке Клэр. Почему вспомнились эти серии?

Президенту РФ Владимиру Путину действительно на данный момент неясно, что делать с Савченко. Если осуждать ее, необходима убедительность, а ее нет. Она бы появилась, признай российская сторона Надежду Савченко военнопленной. Однако этого делать никак нельзя, потому что, таким образом Россия признает себя стороной конфликта в Украине. Причем не просто конфликта, а вооруженного (война). Савченко, в таком случае, судить, конечно, должен трибунал, и это было бы эффектно, но тогда и Россию осудили бы по полной. И не только на словах.

Между тем, России сейчас нужно смягчение санкций ЕС и США как воздух. И, похоже, Кремль был готов обменять Савченко на поблажки, даже оправдать ее. И вдруг сбой сценария.

Новые коллизии косвенно свидетельствуют о том, что Путин склонен к жесткому сценарию. Независимая политическая фигура, которой неизбежно станет Савченко, ему невыгодна. Вопрос в степени жесткости этого сценария.

Наиболее логичным было бы дать Савченко себя уморить сухой голодовкой. Но именно этот путь губителен для Кремля, пятно людоеда на имидже Путина и неизбежное ужесточение санкций, вкупе, вероятно, с обращением в Гаагский трибунал. Противиположной мерой стало бы оправдание Надежды Савченко. И такой ход выгоден, в том числе, и самой России: доказана непредвзятость суда, опровергнуты все обвинения в политическом заказе, на время «закрыты» толки и причастности РФ к конфликту на Донбассе. Кроме того, оправдательный приговор по делу Савченко ограничивает для самой Надежды плацдарм для политического старта, что, помимо прочего, гарантируейт ей физическую безопасность (а некоторым политикам – спокойствие). В таком случае, жесткие меры 9 марта всего лишь работа на контрасте, чтобы рельефнее выглядел оправдательный вердикт суда.

С другой стороны, если речь идет о физическом устранении Надежды Савченко, необходимо создать убедительную картинку для Запада: фанатичная летчица морит себя голодом и жаждой, российская сторона делает все возможное для ее спасения, ничего не получается, узница гибнет, приговор так и не оглашен, Кремль как бы ни при чем. Безусловно, обвинения будут, и расследования, и возмутительные факты, но, для Путина, «нет человека – нет проблемы».

Есть несколько моментов, которые указывают на отсутствие у суда внятной позиции по Савченко. Скорее всего, и текста приговора как такового еще нет. Тактика Кремля по состоянию на 9 марта состоит в том, чтобы избежать оглашения приговора любыми способами. Тактика Киева сводится к массовым акциям и заявлениям «отпустите Савченко». А также, увы, к пиару, в том числе, и на внешних площадках. Слабость нашей позиции в том, что на уровне государства не было сформулировано четко и логично, почему Надежда Савченко невиновна. Были лозунги с различной долей эмоциональности, что, безусловно, поддерживало морально, но не оказывало никакой другой помощи Надежде Савченко.

Сейчас, как четко определила сама Надежда Савченко, игра ведется ее жизнью. Надолго ли? И по какой причине она категорически запретила посмертное вскрытие? Почему обозначила перспективу «до приговора не доживу»? Как мне кажется, на эти вопросы официальный Киев должен подать запросы и получить ответы от официальной Москвы, а не ввязываться в циничную игру.

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Translate »