Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Знай свое место: зачем Гройсман дрессирует губернаторов

Дрессировка. jpgКадровый скандал 6 мая перерос в скандал политический: Геннадий Москаль попытался громко уйти в отставку на гребне атаки против главы ГФС Романа Насирова. Вероятно, таковы были ставки в новой мини-игре, своего рода разминке перед ожидаемо бурной политической неделей 10-13 мая. Однако сюжет сделал любопытный поворот. И дело не столько в эмоциях фигурантов процесса, сколько в новом тренде, который дал о себе знать и который, скорее всего, станет определающим для развития системы власти на ближайшие полгода-год точно.

Во-первых, показательна реакция премьер-министра Владимира Гройсмана. Он ловко отделил эмоции от рацио и, по парламентской еще привычке, дал поручение проверить информацию, изложенную Геннадием Москалем, но не удовлетворил требования самого Москаля об отставке. На чиновничьем «глубоком языке» это означает, что центральная исполнительная власть, скажем так, бронзовеет, то есть, становится менее восприимчивой к сигналам их областей. Имеется в виду, к политическим, эмоциональным и прочим. Здесь Геннадий Москаль допустил серьезный тактический просчет. По сути, он говорил дельные вещи, возражая против назначения местного руководства ГФС без согласования с ним. Но пододный кадровый узел обычно развязывается в кабинетно-коридорном формате, без выноса мусора на уровень публичной свары. То, что проделал Геннадий Москаль, негласное, но грубое нарушение субординации. Этим виспользовался премьер, убив сразу трех зайцев: показал Геннадию Москалю его место, размыл его независимое положение (с прямым выходом на президента) и дал полнять всем остальным, что игрушкой в эмоциональных маневрах он не будет. Насколько сильным является такой контрбросок, покажет ближайшее время, однако оперативность и точность реакции свидетельствуют как о готовности к атаке именно такого рода, так и о серьезной проработке возможных «ответок».

Во-вторых, на второй план отодвинута тема «договорняков» с Виталием Хомутынником и отставки Романа Насирова. Дискуссия вокруг главы ГФС и целесообразности ротации ушла на уровень «Саакашвили и товарищи», что, судя по прошлым атакам гебернатора Одесской области, означает ее мастерское заволынивание.  Можно предполагать, что Насировым недовольны, но торги вокруг предполагаемого преемника ведутся настолько интенсивные, что на данный момент четких кандидатур пока нет. Во многом это объясняет и выпад Москаля.

Помимо прочего, всем губернаторам подан четкий сигнал, что претендовать на согласование с ними кандидатур в руководство местными органами исполнительной власти они, конечно, могут, но это исключительно джентльменское соглашение. Законодательство таких полномочий местной власти не дает.

Из всего этого вырисовывается новый этикет взаимоотношений между центральной и местными ветвями исполнительной власти. Ключевой принцип – неукоснительное послушание. Все, что спускается сверху, должно восприниматься как прямое руководство к действию. Все, что исходит «от низов» наверх, должно быть по существу, без эмоций и исключительно в развитие генеральной линии. Никакие собственные мнения по кадрам, тем более, расставленным во главе фискальных органов, недопустимы. Как и согласование таких руководителей на местах. Стало быть, согласование, если и будет, то в ручном режиме, исключительно с теми губернаторами, которые лояльны Центру. И, разумеется, мало кто из них захочет превратить свою жизнь в ад, когда на губернатора «стучат» ежеминутно и ежесекундно вставляют палки в колеса.  Иными словами, вариация «демократического централизма».

В преддверии голосования по поправкам в Конституцию Украины о децентрализации власти, такая дрессура губернаторов создаст дубль-каркас для устойчивости центральной власти и для жесткого контроля ситуации  в регионах. Во всяком случае, в тех объемах, которые необходимы будут президенту и премьеру для удержания ситуации в стране, надо полагать, в период реализации неоднозначных Минских соглашений.
Сработает ли? Полагаю, да. Фрондирующих всего двое: Геннадий Москаль и Михаил Саакашвили. Остальные либо тихо сочувствуют, либо ориентированы исключительно на Центр. Геннадия Москаля, возможно, и уволят, но тогда и так, как это будет необходимо президенту и премьеру. Без вариаций.

Проблема в том, что жесткое подчинение, характерное для российской властной конструкции и отчасти обусловленное федеративным устройством России, в Украине продержится недолго. Главным образом потому, что не произошло даже формального равноудаления олигархов. Центров влияния и центров силы все равно остается больше одного. И если в РФ все пути ведут в Кремль, то у нас не все дороги ведут в Киев. Это во-первых. А во-вторых, даже в России есть центры влияния, регионы, которые на особом положении де факто частичной автономии от Кремля. Возможно, наша Банковая делает ставку на сравнительно небольшую территорию Украины и каркас из префектов. Повторюсь, метод сработает. Но – до первого возмущения. В Украине пока что есть оппозиция. Не важно, консолидированная она или разобщенная, оппозиция пока еще остается фигурантом политического процесса. И оппозиционные силы не склонны «сдавать» условно свои регионы. Что и продемонстрировал Геннадий Москаль.

Является ли перепалка ударом и по оппозиции? Отчасти – да. Но уже в ближайшие дни мы увидим, способна ли оппозиция держать удар, и если да, то как именно.

Лилия Брудницкая, эксперт Центра структурной политологии «Выбор»

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Translate »