Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Порошенко может в любой момент распустить Раду ради Минских соглашений

vybory_25Вялая пленарная неделя Верховной Рады завершилась яркой точкой: снаружи шумер «Азов», внутри лидер фракции РПЛ Олег Ляшко возбуждал кулуары и зал раскладушками. Ни то, ни другое не было доведено до кульминационного момента, хотя оба действа задумывались с размахом. От этого буфф-финал получился скомканным и явно не достигшим своей цели.

«Азов» анонсировал свою акцию заранее, поэтому мощные кордоны правоохранителей под парламентом органично вписывались в утренний пейзаж. Требования «азовцев» были справедливыми и логичными, если иметь виду политический процесс вообще и Минский в частности. Но они странно оторваны от привязки к местностям и к событиям. Если проще, с какой радости было осаждать парламент и Администрацию Президента, требуя не проводить выборы в ОРДЛО, если никаких законопроектов на эту тему в ВР вброшено не было? Складывалось впечатление, что акция тщательно готовилась под ожидаемое событие, но событие сорвалось, а мероприятие свернуть не получилось. Вместо этого – мощный выстрел в воздух и порция закономерного раздражения в адрес народных депутатов с требованиями тотальных перевыборов. В пользу этой версии пост Мустафы Найема о выборах в ОРДЛО и о законопроекте, который вот-вот появится в парламенте.

Польза от шумно-дымного протеста «Азова» под Верховной Радой все же есть. Помимо «заявить о себе», «Азов» прочно застолбил за собой тему критики выборов в ОРДЛО и Минского процесса, а это очень важно не только в контексте политпроцесса вообще, но и с учетом перевыборов в парламент в (уже) шести округах в частности. Те, кто был непосредственным свидетелем акции протеста, мог ощутить, что раздражение против Минского процесса быстро трансформировалось в раздражение против власти вообще, как только в поле зрения митингующих оказывался депутат (из провластной фракции, разумеется). Скажем, порывы народного гнева ощутил на себе Олег Барна. Если взят в скобки эмоции, реакция людей, даже с учетом их политической заангажированности на данной акции, показательна. Примерно таким, только в разы сильнее, может быть ответная реакция украинского социума на выборы в ОРДЛО, если повторится схема голосования «как за Луценко», то есть, кулуарно. Учитывая перипетии Минского процесса, мы можем ожидать, что на выходе будет текст, который опасно показывать не только обществу, но и Верховной Раде, и даже не слишком близким соратникам. Украина может бороться до конца и лечь костьми, но в тексте ее «хотелок» будет меньше, чем российских. И счастье Петра Порошенко будет заключаться в максимальном удовлетворении «пожеланий» сторон в рамках большой приватизации, тестом станет ОПЗ. Тогда в тексте Минского соглашения, которое придется подавать на ратификацию Верховной Раде, будет минимум раздражительных моментов.

Но, судя по намекам Мустафы Найема, изыскивается вариант вообще обойтись без парламентской ратификации. Это сложно. Но – можно. Например, если Верховная Рада по каким-то причинам выйдет из строя как механизм. Мне могут возразить, что парламентская коалиция, в таком случае, должна скоропостижно скончаться, пройти 60 дней с этой печальной даты, а выборы в ОРДЛО следует проводить как можно скорее. Безусловно, это так. Впрочем, есть нюанс. Помните заявления парламентской оппозиции о «списка новой коалиции никто не видел?» Это значит, что в любой момент всплывают доказательства фиктивности нынешней бинарного парламентского большинства, и в тот же день президент получает право распускать Раду, так как, 60 дней с момента распада большинства давно истекли. Правда, возникнет вопрос с легитимностью всех принятых с момента распада коалиции решений, но, опять же, поднимать бурю будет некому, если парламент уйдет на перевыборы. Громоздкий путь, сложный и опасный. Тем не менее, именно он отвечает чаяниям народа, если исходить из реакции участников митинга «Азов» под Радой на народных депутатов. Что они кричали? Правильно, «всех переизбрать». Кроме того, роспуск Рады частично снимет напряженность в обществе и собьет протестные настроения в ответ на Минские соглашения. Кстати, и Петр Порошенко отреагировал на митинг, заявив, что видит только мирный путь возвращения Донбасса.

В самой Верховной Раде, между тем, предсказуемо вяло реагируя на митинг с дымом и петардами, возбуждались по другой причине. Лидер РПЛ Олег Ляшко совершил креативный прорыв, впервые в парламентской практике показательно ушел в горизонталь, втащив в сессионный зал раскладушки. Неизвестно, собирались ли радикалы реально ночевать в парламенте, повторяя подвиг УДАРовцев, но любопытно, что Олег Ляшко удовлетворился заверениями спикера Андрея Парубия, что проект постановления об офшорной ВСК «вот-вот будет зарегистрирован», а ГПУ отозвала представление на арест Игоря Мосийчука. Опять же, случайно или нет, раскладушечным эпатажем удалось сбить реакцию на митинг «Азова» в самом парламенте. Возможно, это репетиция дрессировки Верховной Рады перед ратификацией Минских соглашений.

Сама невыразительность пленарной недели, по парламентской традиции, может свидетельствовать либо о режиме «скоро каникулы», либо об ожидании важных вбросов и острых тем. Судя по всему, лобби-группы с головой ушли в большую приватизацию и «выныривают» только на особо резонансных проектах, как повышение соцстандартов или налогообложение пенсий. Заметно, что правительство теперь к парламенту ведет себя снисходительно-покровительственно, что и понятно: в руках Кабмина рычаги большой приватизации. Не исключено, приватизационный прикорм поможет и ратификации Минских соглашений парламентом этого созыва без особых проблем.

Тем не менее, в запасе остается вариант роспуска Рады. Не потому ли тормозятся все серьезные инициативы, и даже ожидаемый с понедельника проект поправок в Регламент был зарегистрирован только в пятницу?

Лилия Брудницкая, эксперт Центра структурной политологии «Выбор»

 

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Translate »