Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Украинцы выбирают пулю?

рука-стрелкиСвежие опросы* на старте осеннего политсезона явили усиление двух небезопасных тенденций. Первая: смещение смысловой составляющей функционирования политикума с результата в «картинку». Вторая: отсутствие лидеров доверия как таковых. Как эффект, усиление восприятия основных пропагандистских тезисов в рамках войны с Россией, скорее всего, от необходимости иметь некие «точки опоры»», набор «незыблемых истин». Можно сказать, что, если исходить из результатов опросов, украинские граждане, разуверились в политиках как таковых, но опосредованно усиливают уровень доверия к оружию.

Во всяком случае, именно активность президента Украины в рамках противостояния с РФ (крымская напряженность) и тезисы, озвученные во время военного парада, как и сам военный парад на День Независимости, обеспечили Петру Порошенко рост рейтинга электоральной поддержки с июля по август 11,3% до 12,5%. Украинские граждане настроены воинственно, так что примиренческие «вбросы» от Надежды Савченко и отсутствие в медиапространстве Юлии Тимошенко подпортили ЮВТ рейтинг с 11,2 до 9,9% соответственно.

Как отметили эксперты, активность политиков в медиа стала едва ли не одним из основных факторов влияния на рейтинг поддержки в летний период. В частности, помимо ушедшей «на летний покой» Юлии Тимошенко, на себе последствия отдыха ощутили Андрей Садовой (с 7,8 до 6,3%) и Олег Ляшко (с 7,3% до 6,2%).

Впрочем, особо им огорчаться нет смысла, так как, рейтинги партий от летнего шаляйваляйства политиков особо не пострадали. Заметное проседание рейтингов электоральной поддержки наблюдается разве что у крупнейших правящих партий. Так, снизились показатели у БПП (с 9 до 7%, с июля по август), у «Батькивщины» (с 11,8 до 10,6%), у «Самопомощи» (с 9,7 до 7,4%), у Оппозиционного блока (с 9.9 до 7,1%), РПЛ (с 9% до 6.6%). Социологи связывают такой эффект с недовольством властью, которое, знамо дело, к осени традиционно нарастает. Тем не менее, «старожилам» стоит обратить внимание на нарастающий запрос на новые политсилы и новых политиков. Например, респонденты называли не внесенных в списки Надежду Савченко и Михаила Саакашвили, Дмитрия Яроша в качестве кандидатов в президенты и «Хвиля», «Наш край», ДемАльянс, «Дия», ППЛ, «Видродження» и другие в качестве парламентских партий.

Куда интереснее данные поддержки украинцами идеи досрочных выборов. Около 64% респондентов высказались за досрочные выборы парламента, 55% — за досрочные выборы президента. И хотя в рейтинге поддержки кандидатов в президенты лидирует Петр Порошенко (12%), ему в спину дышит Юлия Тимошенко (9%). Как быстро и эффективно она может нарастить рейтинг, было продемонстрировано на выборах в 2010 году, в 3% разницы вполне укладываются в максимальную статистическую погрешность. Однако на фоне падения доверия к «старым» политикам оживленная конкуренция наблюдается за третье место как раз между «неофитами»: Олегом Ляшко, Юрием Бойко, Вадимом Рабиновичем и Андреем Садовым. Очевидно, третье место в летнем рейтинге будет наиболее удобным для старта как в парламентских, так и в президентских выборах.

Скорее всего, досрочных выборов осенью-зимой все-таки не будет. Во-первых, несмотря на стабильную поддержку таких идей во всех регионах Украины, существенные отличия наблюдаются между Киевом (наивысший уровень) и Западом страны (наиболее низкий). Западные регионы Украины выступят своего рода амортизатором, как ранее выступали катализатором Майданов, и вероятный социальный взрыв вряд ли будет иметь серьезные политические последствия. Власти на данном этапе легко минимизировать запрос на досрочные выборы, — достаточно сделать что-то хорошее для граждан, поскольку, стремление «всех перевыбрать» подпитывается исключительно недовольством действиями власти.

Вернемся к тенденциям. Смещение политикума в виртуальное пространство нарастает, и украинские граждане своеобразно реагируют на то, что политики, особенно «старожилы», изощряются преимущественно в создании квазиреальности, точнее, квазиреальностей в ответ на запросы социума. На время квазиреальность блокирует недовольство тем, как решается или не решается та или иная проблема. Но «картинка» решить проблему в принципе не может, — реальности не состыковываются. Между тем, летняя зависимость рейтинга политика и партии от «картинки» (от присутствия в медиа) будет стимулировать смещение основных акцентов в деятельности политиков и партий в виртуальную реальность. При этом цельной квазиреальности сотворить все-таки не получится (для этого надо  хотя бы временно отключить людей от реальной действительности, а это невозможно в силу особенностей политической деятельности), а фрагментарные «картинки» быстро набьют оскомину, так как, повторюсь, никаких проблем решить не могут.

По контрасту, Петр Порошенко на День Независимости сработал в «реальной реальности» (напряженность в Крыму и в зоне АТО), что и было оценено гражданами. Опять же, те новые политики, которые пытаются не уходить в квазиреальность, а действовать в реальной действительности, имеют небольшую, но стабильную поддержку и перспективы для ее роста.

Отсутствие лидеров доверия как таковых напрямую проистекает из смещения деятельности политиков в квазиреальность. По привычке, в силу инерции или по другим причинам, украинские граждане (судя по результатам данного соцопроса) ориентируются на президента. (Здесь можно усмотреть и запрос на патернализм, но исключительно как эффект от страха перед будущим).  Об этом красноречиво свидетельствует уровень доверия — минус 47%. По словам социологов, критическим для украинских президентов является падение доверия до более чем минус 60%. После пересечения вниз этого показателя президентов обычно переизбирают. Так что, Петр Порошенко балансирует в опасной близости от критических показателей.

Условно протестный электорат попробует возглавить Юлия Тимошенко, но это политический старожил, многие «протестанты» хотели бы видеть новых политиков, в то же время, частично недоверие к «старым» политикам распространяется на новых просто потому, что они из категории «общественные активисты» перемещаются в категорию «политики». Следовательно, этот сегмент априори расколот, лидеров доверия просто нет.

А что же есть? Судя по реакции социума на воинственные, хотя и туманные, заявления президента, украинские граждане все более проникаются доверием к оружию. Военный парад стал лучшей рекламой, условно говоря, «кулаков» Украины. Тенденция малозаметная, но, как мне кажется, значимая и важная, потому что, всплеска доверия к носителям оружия (военным) пока что не наблюдается. Возможно, потому, что они в тени политиков, первых лиц государства и, условно говоря, выполняют приказания народа (через выборных лиц, в данном случае. Главнокомандующего). И у социума есть опасение утратить контроль над оружием как таковым. В то же время, могут быть представления об оружии как о наилучшем аргументе для защиты своих интересов. Шаткий баланс в ближайшее время вряд ли будет нарушен, однако, если внутренняя ситуация в стране обострится, украинцы могут схватиться за оружие. Пока что, это очень-очень маловероятный сценарий. Тем не менее, признаки всплеска любви к оружию просматриваются.

*Было опрошено методом прямого интервью с 11 по 16 августа 2016 года 2016 респондентов во всех регионах Украины, кроме временно оккупированных. Результаты опроса представили в Укринформе Юрий Лесничий, директор Института анализа и прогнозирования; Дмитрий Дмитрук, директор Центра «Социальный мониторинг»; Михаил Пересунько, исполнительный директор «Киевского пресс-клуба».

 

Лилия Брудницкая, ЗамПолит

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Translate »