Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Сам дал – сам взял: депутаты доигрались с зарплатами

%d0%b7%d0%b0%d1%80%d0%bf%d0%bb%d0%b0%d1%82%d1%8b-%d0%b4%d0%b5%d0%bfАктом восстановления социальной справедливости стало голосование Верховной Рады во вторник, 1 ноября, по проекту постановления 5323. Во всяком случае, так публично обосновывали свою позицию парламентарии. Скромный документ имел интересную предысторию и будет иметь серьезные последствия. О которых не догадываются все те, кто жал кнопки «за».

Итак, проект постановления «О внесении изиенений в Постановление Верховной Рады Украины «О выводах и предложениях к проекту Закона Украины о государственном бюджете Украины на 2017 год» поддержали 264 парламентария. Обсуждения не потребовалось, хотя предложения внести в текст правки «с голоса» были. Документ в один скромный листочек на самом беде выступил в роли огнетушителя. Не случайно субъектами законодательной инициативы выступили лидеры все фракций и групп. Редкое согласие.

В четверг, 20 октября, Верховная Рада приняла в первом чтении проект Государственного бюджета на 2017 год. В соответствии с процедурой, народные депутаты голосовали не за сам проект бюджета, а за выводы парламентского бюджетного комитета в виде постановления. Постановление, помимо прочего, содержало пункты 3 и 4, в соответствии с которыми, отменялись два постановления ВРУ об обеспечении деятельности народны депутатов, а зарплаты парламентариев привязывались к уровню минимальной зарплаты. Народный депутат Виктор Пинзеник до голосования обращал внимание присутствующи на пункты 3 и 4. Ранее, 19 октября, на заседании бюджетного комитета, представители правительства также высказывали свои сомнения. Однако их никто не услышал.

После голосования разразился скандал. Оказалось, вместо нынешних 14 тыс грн народные избранники подняли себе зарплаты до 40-50 тыс грн в месяц. Спикер Андрей Парубий подхватил тему и заявил, что постановление не подписывал, дабы не дать ему «ход», а в ближайшую пленарку ошибку исправят.

На фоне резонансных итогов е-декларирования постановление было откорректировано молниеносно по вполне понятным причинам. Нюанс в том, что это решение можно оспорить. Теоретически, разумеется. Но кто сказал, что возможность нельзя пустить в ход?

Как рассказал народный депутат и член парламентского комитета по вопросам Регламента и организации работы Верховной Рады Михаил Папиев, ухватиться будет за что. Во-первых, «бюджетное» постановление вводится в действие с момента принятия и подписи председателя Верховной Рады не требует. Таким образом, постановление с резонансными пунктами 3 и 4 вступило в силу с 20 октября 2016 года независимо от наличия или отсутствия подписи спикера. Во-вторых, если отменять постановление, следовательно, придется повторять процедуру первого чтения Госбюджета: доклад министра финансов, главы Счетной палаты и т.п.

Однако проблему решили просто и быстро: исправили действующее постановление. Из регламентных требований было строго соблюдено наличие заключения комитета. Хотя сам Регламент не предусматривает внесения корректив в действующее постановление или закон. Такая возможность есть только для актов, которые приняты, но не подписаны. Не исключено, как раз некую недоговоренность в Регламенте и использовали для «зарплатного реверса». Что не помешает, если будет желание, оспорить это решение и отыграть все назад. В разгар бюджетного процесса 2017 года.

Впрочем, пока что юридические тонкости для парламентариев не являются вопросами первого порядка. Переваривая реакцию социума на декларации, народные депутаты осознали наконец, какой удар по собственным позициям нанесли себе еще и зарплатами. Поспешные коррективы, вопреки ожиданиям, вряд ли исправят впечатление. Скорее – наоборот.

Кое-кто это понял. И попытался сыграть на опережение. В частности, лидер фракции «Батькивщина» Юлия Тимошенко вспомнила об апрельском постановлении Кабмина №304, которым были подняты оклады министров и чиновников, а также президента Украины. Чуть ранее на эту проблему обратил внимание и Виктор Пинзеник. Попытки «выкрутить» тему зарплат предпринимал и лидер РПЛ Олег Ляшко.

Судя по молниеносной и жесткой реакции Банковой, удар попал в «яблочко»: пресс-секретарь главы государства обвинил ЮВТ во лжи и, открыв зарплату президента, подчеркнул, что 28 тыс грн ежемесячно уходят на благотворительнось. И никаких надбавок. Премьер Владимир Грйосман пока что отмалчивается. Его реакция будет в среду, на заседании правительства. Предугадать ее несложно: или отрицание высоких зарплат – или обоснование необходимости таковых борьбой с коррупцией. Иных аргументов не существует в природе.

Как видим, контратака не удалась. Правда, в первом раунде. Наверняка будет и второй. Пока же серьезный удар нанесен всей Верховной Радой, масштаб ущерба еще предстоит оценить.

Судя по пленарному вторнику, ущерб осознается плохо. Прежде всего, потому, что парламентарии публично признали, что не вникают в текст голосуемых документов. Можно сколько угодно иронизировать, однако плоды таких трудов рано или поздно начнут горчить. Что и произошло 20 октября, подчеркну, на первом чтении Госбюджета. Если бы проект постановления был неинтересным, еще ладно, но ведь речь шла о Госбюджете, от которого напрямую зависят доходы всех бе исключения граждан Украины! Рассудив, что признаться в халатности – меньшее зло, чем «расписаться» в алчности, парламентарии крупно просчитались. По той причине, что невнимательность в таком серьезном вопросе выглядит едва ли хуже корысти. На этом фоне как раз повышение зарплат из алчности выглядит меньшим злом, так как, оно логично, предсказуемо и ничего шокирующего в настроения недели не привносит.
В отличие от халатности. Это дополнительный негативный штрих и, кстати, довольно «жирный», к и без того запятнанным е-декларациями светлым образам политиков, заседающи в Верховной Раде.

На мой взгляд, спикер Андрей Парубий, а за ним и лидеры фракций-гупп сделали неверный ход таким поспешным «реверсом» зарплат. Обсуждение итогов е-декларирования неизбежно приведет к выстраиванию линии обороны. Стратегически власти, политикам было бы выгоднее сплотить ряды. Вместо этого мы видим признаки резкого обострения межведомственных конфликтов, которые могут стремительно, с учетом масштабности проблемы, перерасти в межинституциональные войны. В данном случае, Верховная Рада – удобная мишень для «пинать ногами». Ожидаю, что в среду премьер-министр попытается сделать это. Куда тоньше и с оттяжкой во времени свою порцию критики отвесит и президент. Пристрелка, по Тимошенко пока что, уже произошла.

С одной стороны, межведомственные конфликты в какой-то степени полезны, поскольку способствуют хотя бы частичному очищению структур. С другой, институциональные конфликты – это всегда паралич и деградация государства. В данном случае, «опускание» всей Верховной Рады приведет к ослаблению, а, быть может, и к полному нивелированию мощного барьера защиты демократии как таковой. В пылу ахов и охов как-то забылось, что это Верховная Рада приняла закон об электронном декларировании и, пусть и под давлением социума, именно парламент воздержался от внесения корректив в документ. Между тем, припомните детали проекта от БПП, — что именно хотели «закрыть» инициаторы? Правильно, как раз то, что и шокировало общество: деньги и другоценности. Также припомним, что один из парламентариев, кто предложил «зарплатные» пункты 3 и 4 к «бюджетному» постановлению, — нардеп Алексей Мушак, фракция БПП. Из чего можно сделать вывод, что там реакцию социума предполагали.

И пока некоторые впечатлительные парламентарии бегали кроссы от телекамер, на Банковой использовали ситупацию по максимуму. Не исключено, благодаря заготовкам, сделанным после провала попыток откорректировать закон о е-декларировании. Иначе зачем зарплатный скандал фракции БПП, которая вполне могла оный предотвратить?

Далее комбинация просматривается легко. Сначала скандал, обвинения депутатов в алчности, что особо рельефно и убедительно выглядит на фоне резонанса от е-декларирования. Затем усиление критики Верховной Рады с синхронным «опусканием» Тимошенко (во лжи ее уже публично уличили). Под шумок убедительная аргументация принять закон о спецконфискации, с усилением эмо-выпадов в адрес отдельных депутатов, что даст в эффекте «опускание» всей ВР. Банковой представляется уникальный шанс быстро найти голоса под спецконфискацию: или «за» — или особо тщательно проверим декларацию. Поскольку заявленное имущество вдекларациях, по различным оценкам, составляет 10% от реального, скрывать многим есть что. И скрыли, изза алчности угодив в капкан.

Депутаты попадут, как в мифе, между Сциллой и Харибдой: проголосуешь – сам можешь попасть под «молот ведьм», не проголосуещь – гарантированно попадешь под него, и в краткосрочной перспективе.

Для особо несговорчивых есть еще один «кнут», — досрочные выборы. Вряд ли кто-то из нынешних парламентариев имеет шансы попасть  в новый созыв Верховной Рады. Или вообще, в принципе, любого совета в этой стране.

А принятое с процедурными нарушениями и с такими же нарушениями откорректированное постановление всегда можно оспорить. В качестве «пряника».

Лилия Брудницкая, эксперт Центра структурной политологии «Выбор»

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Translate »