Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Переиграли: день гнева превратился в фарс

Анонсы хороши информативностью, но, бывает, слишком много обещают. Так получилось и с массовыми протестами в Киеве 15 ноября 2016 года. Были митинги, были громкие заявления, — однако в целом складывалось впечатление рутины. Поэтому куда интереснее и показательнее оказались мелкие и не очень дрязги в Верховной Раде. Они объясняют частичный срыв планов на 15 ноября как у власти, так и у нескольких оппозиций.

Насколько мне известно, маневры Михаила Саакашвили озадачили лидеров некоторых политсил коррекцией позиционирования. Поскольку Михо со своими пылкими речами угрожал как демократической оппозиции, так и, хотя в меньшей мере, «Оппо-блоку», гипотетически, ущемляемые должны были бы объединить усилия или попробовать дать подножку конкурентам. Судя по некоторым признакам, во вторник была подставлено сразу несколько «подножек».

На утренней пленарке сенсацией в стиле «Шатун» стал инцидент с народным депутатом Юрием Шухевичем. Напомним, Юлия Тимошенко предоставила слово от фракции «Батькивщина» представителю фракции РПЛ Юрию Шухевичу. Однако фракции РПЛ и «НФ» попросили объявить перерыв, что спикер и сделал. В перерыве Олег Ляшко заявил, что Юрия Шухевича хотели «в темную» использовать люди Медведчука, подсунув текст выступления, который он либо плохо просмотрел, либо плохо понял, а ерчь шла об импичменте президенту. Одного провокатора лидер РПЛ даже продемонстрировал в кулуарах. После перерыва тот же Олег Ляшко заявил в зале, что требует охрану Юрию Шухевичу, которого могут убить как «сакральную жертву» (как Георгия Гонгадзе). Позже появилась информация, что якобы Юлия Тимошенко просила оформить пропуск помощнику Медведчука (предполоительно, Александру Билыку) , изловленному Олегом Ляшко и его соратником Игорем Мосийчуком.

Изложение событий от Юлии Тимошенко несколько иное: Юрий Шухевич просил у фракции «Батькивщина» выступить по их квоте, поскольку родная фракция РПЛ не разрешила ему выступать. О том, что Юрий Шухевич хочет говорить об импичменте Порошенко, ЮВТ, по ее словам, не знала.

Юрий Шухевич выступил, его речь была жесткой и острой, он потребовал создать ВСК по Минскому процессу, но ни слова об импичменте президента.

Странная история. Лидеры двух фракций (и «Батькивщины», и РПЛ) отрицают, что им было известно содержание выступления Юрия Шухевича. Правдоподобно, если бы не одна деталь, — речь идет о выступлении от фракций. То есть, все, что озвучивается депутатом – это официальная позиция фракции. Вопрос: могла ли ЮВТ, с жесткой внутренней дисциплиной во фракции, не поинтересоваться, о чем будет говорить представитель другой политсилы от имени фракции «Батькивщина»? Скорее всего, Юлия Тимошенко догадывалась. Судя по тому, что, по ее словам, родная для Юрия Шухевича фракция РПЛ не позволила ему выступать, там о тезисах имели представление. Но, стакнувшись с «Нарфронтом», вдруг обрушились на ЮВТ, косвенно на Шухевича. Последнего, впрочем, как уважаемого политика, превратили в жертву.

Что же произошло на самом деле? По неофициальной и, разумеется, неподтвержденной информации, в РПЛ и в «Батькивщине» крепко задумались о позиционировании. Неизвестно, правдивы ли глухие намеки на консультации Михаила Саакашвили и Юлии Тимошенко. Если Олег Ляшко им и не поверил, основания для обострения глубокой обеспокоенности собственным политическим будущим у него появились. Во-первых, потому, что конкурировать с двумя фронтами (провластными силами и оппозиционными) даже у очень мощной партии не получится. Во-вторых, Михаил Саакашвили предпочтет Юлию Тимошенко, чем имиджево-политическое альтер эго – Олега Ляшко. Что он может предложить Михо, кроме скандальных вил? А Юлия Тимошенко, по слухам, дала понять, что, в случае поддержки ее на парламентских и особенно на президентских выборах, Саакашвили получит пост премьера. Ранее сам политик неоднократно критиковал премьеров, давая этим понять, что он мог бы занять такой пост. И если Тимошенко действительно предложила ему премьерство, то альянс получается взаимовыгодным: Саакашвили получает неплохую региональную сеть «Батькивщины» как базис, а Тимошенко – реальные шансы на президентство. Олег Ляшко в таком раскладе третий лишний.

И это ему, возможно, растолковали именно в «Народном фронте». Таке реально предположить, что определенные предложения от Юли и Михо были сделаны Юрию Шухевичу, что логично: альянс располагает Савченко как героиней-страдалицей, но авторитета эта фигура не нажила, поэтому требуется Герой.

Вряд ли фракцию БПП или «Нарфронт» так уж обеспокоили бы выпады Юрия Шухевича в адрес Банковой. В Верховной Раде высказывались и пожестче, и не только украинские депутаты, но и американские вице-президенты. А слияние партии Саакашвили и «Батькивщины» во взаимовыгодный альянс действительно опасно.

Впрочем, это одна из версий. Не исключено, что вся история – не более чем нейтрализация «Батькивщины» с целью сбить эффект от массовых акций.

Правда, против такой простой версии – выступление того же Олега Ляшко в «разминке». Отрывки: «Меня удивляет, почему лидеры некоторых политсил, которые, как правило, многословные, сегодня, когда страна переживает зону турбулентности, решили не выступать и молчать, и не хотят взять слово…Моя увааемая коллега Юлия Владимировна и вчера на Согласительном совете, и на эфирах рассказывает, что продление моратория (на прродау земель с\х назначения, — Авт.) – это лишь ее достижение. Я хочу сказать, что поражение всегда сирота, а у победы много родителей…Дорогая Юлия Владимировна, мне кажется, что в вашем богатом политическом лексиконе есть дефицит слова «спасибо». Моя покойная бабушка говорила, «не жлобитесь благодарить, оно вам ничего не стоит, а людям приятно». Поэтому нужно благодарить всех». После всего этого Олег Ляшко вдруг предлагает ЮВТ объединить усилия.

Ответа от Юлии Тимошенко, хотя ей давали слово, не последовало.

Исходя из смены тезисов: критикуется не власть и даже не «Оппо-блок», а лидер «Батькивщины», — можно предположить, что вести о консультациях Юлии Тимошенко попали «в яблочко». Вероятно, в «Нарфронте» усмотрели в такой комбинации шанс для себя заключить предвыборный союз с РПЛ, так как, жесткая риторика радикалов в чем-то созвучна и с нынешней риторикой «НФ», которому недостает именно радикализма. Если Арсений Яценюк по-прежнему мил Западу, досрочные выборы близко, а БПП вряд ли заключит союз с «НФ», то почему бы «НФ» не договориться с РПЛ и не получить их тоже неплохую сеть региональных организаций, некий рейтинг в обмен на ряд преференций? Как и у Михо с Юлей, альянс взаимовыгодный, как ни крути.

Не у дел, правда, остается «Оппо-блок», но там пока что и не намерены искать выгодных альянсов. Во всяком случае, в Украине.

Понятно, что, при таких раскладах, митинги на улицах Киева потеряли изрядную долю своей значимости. Более того, ажиотаж вокруг плана «Шатун», оцепление правительственного квартала столицы, другие меры безопасности вылились в сверный анекдот, который полиции пришлось как-то «выпрямлять» за счет информации о задеранных с гранатами и травматическим оружием. Но никто арестован не был. Не подтвердились и сведения о терактах. В полуфарс превратились и митинги: в СМИ было достаточно сюжетов, чтобы составить мнение о протестантах. И уж совсем нелепым выглядит продление мер безопасности в правительственном квартале до 22 ноября. Что, впрочем, очень согласуется с нашей версией использования плана «Шатун».

Ппредвыборные суета и маневрирование, сопроводаемые массовыми акциями (как бонусом к консультациям) похоже, настолько застили умы фигурантов, что они почти упустили важнейший нюанс «дня гнева». Нюанс заключается в том, что любой проплаченный митинг может вызвать лавинообразную и отнюдь не проплаченную реакцию социума. Заметьте, в отличие от 2005 и 2013 годов, не было митингов в защиту власти, ни проплаченных, ни бесплатных. Ни одного! В то же время, в толпах демонстрантов были люди, которые пришли со своими претензиями. Они использовали возможность, прикрывшись брендом политсил, озвучить свои проблемы. И эти проблемы реальны, остры и – внимание! – не решаемы в рамках системы, по крайней мере, на уровне регионов.

Власть, не разобравшись, заклеймила участников массовых акций как агентов Путина или как безмозглых марионеток. Это далеко не так. Просто у людей есть проблемы, проблем так много, что они готовы идти на протест. «Готовы» — в этом главное. Им недостает лидера. А свято место долго пусто не бывает.

Реакция президента и правительства на митинги, какими бы якобы проплаченными они ни были, деструктивна еще и в том смысле, что, накануне годовщины Майдана и расстрела студентов люди невольно будут проводить крайне нежелательные параллели.

Есть сигналы, что якобы к 22 ноября Украина получит свой безвиз или конкретный срок безвиза. Перекроет ли безвиз высокие тарифы и обнищание граждан, которые, в результате Революции достоинства, как раз достоинство и теряют? Вопрос.

Лилия Брудницкая, эксперт  ЦСП «Выбор»

 

 

 

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Translate »