Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Почему полицейские перестреляли друг друга

В 4 часа 4 декабря 2016 года на Киевщине произошла трагедия, тем более нелепая, что ее в принципе не должно было случиться. Как рассказал на экстренном брифинге в воскресенье, 4 декабря, представитель МВД (руководитель Департамента по связям с общественностью) Артем Шевченко, в селе Княжичи Броварского района Киевской области оперативники криминальной полиции (подразделение «КОРД»)  готовили спецоперацию по задержанию банды, грабившей дома. Двое оперативников — разведчики — судя по словам Артема Шевченко, вошли в дом, который, по разведданным, готовились ограбить преступники. «Во время спецоперации сработала сигнализация и прибыло подразделение полиции охраны, — рассказал Артем Шевченко. — Они задержали 2 сотрудников разведки «КОРД». Между ними возникла перестрелка, в результате которой погибли 5 полицейских. Злоумышленники задержаны уже в Киеве.   Нацполиция проведет расследование». На уточняющий вопрос Артем Шевченко ответил, что сигнализация сработала в соседнем доме. На вопрос о том, предупреждали ли сотрудники полиции друг друга о том, что намерены вести открытый огонь, он ответил, что дело будет расследовано Генпрокуратурой, а Нацполиция проведет свое, служебное, расследование.

Помощник министра МВД Антон Геращенко в социальной сети сообщил больше сведений. Он рассказал, что сотрудники угрозыска получили оперативную информацию, что банда, ограбившая порядка 10 домов киевлян и жителей Киевской области, может совершить еще одно ограбление в поселке Княжичи. На место выехала группа задержания уголовного розыска и спецподразделение КОРД. «На одной из улиц поселка Княжичи в строящемся частном доме были размещены полицейские разведчики, задача которых была следить за обстановкой и подать команду на задержание бандитов. Планировалось классическое задержание банды грабителей в тот момент, когда они попытаются приступить к осуществлению преступного замысла. Однако трагическая цепь случайностей помешала этому осуществиться, — отметил Антон Геращенко. — В это время автоматически сработала охранная сигнализация в соседнем доме, где не было хозяев, после чего на место прибыл наряд госслужбы охраны, не знавший о спецоперации полицейских, который заметил и задержал двоих полицейских разведчиков. В то же время группа захвата, судя по всему, решила, что сотрудники разведки попали в беду, захвачены преступниками, которые их обнаружили, и выехали на микроавтобусе на улицу, где сотрудники ГСО задержали полицейских разведчиков. Далее между сотрудниками ГСО и группой захвата произошла перестрелка, длившаяся несколько мгновений и унесшая пять жизней…Из-за неразберихи один из полицейских (из охранного отдела) произвел выстрел, которым смертельно ранил бойца КОРДа. КОРД в свою очередь открыл ответный огонь и убил двух полицейских из оперативного подразделения и двух полицейских из охранного подразделения».

При остром дефиците информации приходится делать выводы на основании тех сведений, что есть.

Во-первых, сама спецоперация «КОРД». Ситуация, когда различные подразделения МВД действуют, не информируя друг друга о своих ближайших планах, обыгрывалась еще в советских детективах. Сейчас, когда украинская Нацполиция в стадии недореформирования, хаос и рассогласованность работы различных подразделений — одна из издержек трансформации правоохранительных структур. Тем не менее, когда сотрудники полиции убивают друг друга, это сигнал «SOS». Значит, степень рассогласованности в действиях подразделений превысила критический уровень.

Во-вторых, собственно, дефицит информации. То, как МВД скупо освещает резонансное событие, говорит не столько о недостатке сведений, сколько о стремлении эти сведения скрыть. Даже неискушенному в оперативной работе правоохранителей понятно, что полицейские должны были бы как-то предупредить друг друга о том, что они «свои». Во всяком случае, в киношных драмах они такими сигналами обмениваются. В украинской Нацполиции, скорее всего, такие ситуации не «проигрывались», поэтому и условные жесты или иные сигналы не были разработаны. Теперь представим ситуацию: двое разведчиков «КОРД» следили за обстановкой. Вряд ли банда могла вычислить их. Тогда напрашивается вывод, что вся спецоперация была «подставой» со старта, то есть, с получения оперативной информации. Потому что, в 4 часа утра, да еще в селе, глухой и темной ночью автоматически срабатывает сигнализация в соседнем доме, наверное, среагировав на шум.  Скорее всего, у кого-то или из банды, или из полиции, был «зуб» на «КОРД» или были виды на месть полицейским вообще. Мы можем предполагать, что за полицейскими-разведчиками следили. Это значит,  или в самом «КОРД» был информатор, или провокацию преступников крышевал кто-то, близко знакомый с сотрудниками Нацполиции, так как, сведения такого уровня вряд ли становятся достоянием всех полицейских. Или, как вариант, сработали радиоперехват или прослушка.  Впрочем, и перехват, и прослушка — не слишком надежные источники.  Больше похоже на то, что «КОРД» выманили. Не исключено, целью бандитов были как раз конкретные личности, которые и были посланы «КОРД» в разведку. Дальше все было разыграно как по нотам. Чтобы не запятнать честь мундира, в МВД пытаются выстроить более-менее логичную версию, затушевав провалы и огрехи.

Если же допустить, что сигнализация в соседнем доме сработала случайно и никаких «подстав» не было, вывод один — вопиющая некомпетентность. Такая версия также объясняет скупые дозы информации. Кроме того, она бьет по инициативе ввести презумпцию вины для всех граждан в отношениях с полицейскими: если сотрудники «без балды» перестреляли друг друга, что будет при узаконивании инициативы о презумпции вины?

Однако слишком много нюансов, которые свидетельствуют в пользу версии о «подставе». Например, грабители были, по словам Артема Шевченко, задержаны в Киеве. Вопрос — зачем необходимо было устраивать спецоперацию в Княжичах, если можно было их спокойно отследить и взять в Киеве, что и было сделано? Возможно, банду все-таки прикрывали люди из полиции, чтобы, выдав мелкую рыбешку полиции, «отмазать» главарей?  Молчанием спикеры МВД обходят и вопрос, в чей дом, собственно, были направлены разведчики «КОРД» и в чьем доме сработала сигнализация. Если перестрелка была между ГСО и «КОРД», логично предположить, что сигнализация сработала в доме госчиновника, политика или другого лица, по должности имеющего право на услуги ГСО. Если это не так, в любом случае, вряд ли бандиты избрали бы своей целью обычный дом обычного владельца. Вероятно, то было богатое жилище влиятельного лица. Наверное, у «КОРД» были свои мотивы скрывать спецоперацию. Возможно, криминальная полиция хотела заработать некие бонусы на этом деле. Значит, лицо, которое они бы спасли от ограбления, имеет влияние в МВД или в высших сферах украинского политикума. Но все обернулось так, что шишки свалятся, скорее всего, на сам «КОРД», хотя перестрелку начал сотрудник ГСО, а министр внутренних дел Арсен Аваков проведет очередную пышную панихиду и скажет скупо несколько жестких фраз, — на том и дело закончится. Потому что, при нынешних натянутых отношениях между Юрием Луценко и Арсеном Аваковым вряд ли имеет смысл ожидать, что ГПУ дадут докопаться до сути, — слишком многое и многих потребуется «прикрыть».

Преступники, действующие и потенциальные, получили тем временем четкий сигнал, как им действовать, чтобы свести к минимуму вероятность попасться. В отличие от правоохранительных органов, преступный мир реформируется молниеносно, в полном соответствии с «вызовами времени» так, как он это понимает и видит, и без наставлений и готовых схем со стороны. К сожалению, пока что преступный мир выиграл у Нацполиции и «варягов» еще один кровавый балл в свою пользу.

Лилия Фоменко, ЗамПолит

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Translate »