Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Зачем Савченко кубанка

Полет Надежды Савченко в ЛДНР остается топ-новостью, но интересно то, что событие обсуждают исключительно в медиа-пространстве, на уровне экспертов-депутатов и т.п. Представители органов госвласти либо комментируют бросок Савченко скупо, либо вообще не комментируют. Почему молчат?

Потому, что ситуация, мягко говоря, деликатная. В Верховной Раде и так периодически раздаются вопросы, дескать, а кто уполномачивал ТКГ представлять интересы Украины, если право на это имеет только она, ВР? И если никто не уполномачивал, каков статус Минского процесса? Частично ответы на эти вопросы даны самим Петром Порошенко, который, впрочем, нигде прямо не говорил о своем непосредственном участии в Минских переговорах. Мы примем как данность, что ТКГ существует и в ней кто-то что-то обсудает, что статус ТКГ полуофициальный, но все же он – статус – есть. Президент Украины, повторюсь, ни разу прямо на заявляя о своем участии в Минском процессе, все же, как считается, опосредованно работает. Ясное дело, для достижения мира. Минский процесс плавно выруливает на финишную прямую. Впереди замаячило нечто: соглашение «твердое» или промежуточное, компромиссное или серьезное, которое можно обсуждать уже в официальном нормандском формате. В финале: мир Украине, слава миротворца – Порошенко, все довольны.

Однако, как ранее отмечал ЗамПолит, лавры миротворца слишком дороги, чтобы не появилось желающих их перехватить. Из-за полета Надежды Савченко в Минск и консультаций с Захарченко и Плотницким Минский переговорный процесс теряет тот полуофициальный статус, которым обладал. Потому что, если Савченко вела переговоры как представитель украинского народа (на чем она настаивает) и в рамках Минского процесса, приходится признать, что Петр Порошенко не контролирует переговоры и вообще плохо о них информирован. Так разбивается в щепы тезис о достижении мира как о главном желании-стремлении Петра Порошенко. Помимо прочего, Савченко опосредованно легализирует лидеров ЛДНР как участников переговоров. Если же, как подчеркивает в своем комментарии первый президент Украины Леонид Кравчук, Надежда Савченко летала в Минск как частное лицо, непонятна та информационная шумиха, которая возникла вокруг этого полета. Мало ли, у нас, в самом деле, политиков, которые в один момент переставали быть «героями социума».

Попутно «макнули» и силовиков. Потому что, СБУ заявила о неведении, а Савченко сказала, что с СБУ сотрудничает в рамках закона. Это значит, СБУ прошляпила серьезнейшую поездку украинского политика и призналась в этом публично и официально. Что, конечно, вряд ли добавляет уверенности в своих позициях Петру Порошенко и его команде.

Внутренню реакцию на полет Надежды Савченко мы наблюдаем вторые сутки подряд. Но куда важнее реакция внешняя. Если Савченко «пробивает» прямые переговоры Киева с ЛДНР, что автоматически легализирует де факто Захарченко и Плотницкого, это удар по нашим внешнеполитическим тезисам. Украина до сих пор неукоснительно соблюдала тезис о «террористах-сепаратистах» в ЛДНР, об отсутствии у них какого-либо статуса в переговорах и о невозможности вести с террористами какие-либо переговоры. Если официальный Киев на высшем уровне никак не отреагирует на полет Савченко, горячо поддержанная Далей Грибуаскайте инициатива по созданию общемировой проукраинской коалиции (по умолчанию, против агрессора-РФ) не просто теряет смысл, — она становится глупой. И лидеры ЕС также попадают в весьма глупое положение, что перед выборами им особенно нежелательно (Савченко – член ПАСЕ). Зато такой расклад крайне выгоден России.

Но официальный Киев пока что молчит. Скорее всего, на Банковой склоняются к реакции Леонида Кравчука, Савченко – частное лицо. Однако такая версия хороша как экстренная. Потому что, Савченко по определению не может быть частным лицом, она – народный депутат. Да и сама парламентарий неоднократно подчеркивала, что «меня избрал народ». По умолчанию, народ – ибиратели – и делегировал. Так что, Савченко в этих консультациях далеко не частное лицо. Как будут из этого выкрабкиваться на Банковой? Скорее всего, никак. Единственное, что хоть как-то похоже на реакцию официального Киева на полет Савченко, — это немедленный созыв скайп-конференции гуманитарной подгруппы ТКГ по пленникам и заложникам по инициативе Украины. Де факто это чуть ли не прямое признание в том, что Банковая контролирует только эту тематику. Или – что куда вероятнее – делает заявку на контроль проблематики заложников и пленных. И только потому, что тему «подняла» Савченко. Во всяком случае, синхронизация в датах позволяет сделать такой вывод.

И здесь интересна реакция Юлии Тимошенко на марш-бросок Надежды Савченко. Все, кто хоть по касательной сталкивался с ЮВТ, знают, что дисциплина – пунктик этого политика. Предпложить, что Юлия Владимировна стерпит своеволие не просто депутата своей фракции, а номера первого в списке своей партии, — нечто невероятное. Но мы это наблюдали на брифинге в понедельник, 12 декабря, когда от Тимошенко не было ни одного жесткого слова в адрес Савченко. Впрочем, даже и в этом брифинг был удивительно беззубым.

Единственное, что удалось Тимошенко – успеть высказать свою позицию до брифинга Савченко. Очевидно, это было важно, чтобы главный намек – «подставила партию» — дошел до Савченко и она на него среагировала. После ее ответа все, что оставалось ЮВТ, это исключить Савченко, но и здесь она обыграла лидера «Батькивщины», заявив о том, что заявление написала давно. Суть, впрочем, не в том, кто кого выгнал или нагнул, а в том, — как.

Надежда Савченко вышла на Софиевскую площадь, где в прошлом веке была провозглашена УНР, а в нынешнем заявила о себе тогдашнаяя оппозиция, ныне ставшая властью. Софиевская площадь – некий сакральный стартовый плацдарм, и внешние (стиль одежды) отсылы Савченко ко временам УНР недвусмысленно дают понять, что летчица-герой формирует военизированное широкое движение, которое, прежде всего, охватит воинов АТО, их родных и близких, а также заложников, пленных и членов их семей. Марш-бросок Савченко в Минск, помимо прочего, ставит под сомнение и саму идею АТО – если нет террористов, нет «чертей», а есть люди, какой смысл в Антитеррористической операции? Под сомнение ставится целесообразность гибели украинских граждан в зоне АТО. Иными словами, Савченко готовится взорвать тезисный фундамент украинского политпроцесса трех последних лет.

Разумеется, и стильная одежда, и тщательно подогреваемый интерес, и дозированная информация были бы невозиможны, если бы Савченко действовала экспрессивно, от души и по велению народа. Отсюда вопрос: кто играет Савченко?

Вариантов три: Кремль-Медведчук, Порошенко (и также, возможно, Медведчук), и Тимошенко. Если это запасной вариант Порошенко, в каком-то смысле он выгоден президенту Украины в том смысле, чтобы действительно начать прямые переговоры – или не начинать никаких переговоров, оставаясь в режиме «все против нас». Против этой версии – поспешный созыв гумподгруппы ТКГ, больше похожий на перехват.

Если это игра Тимошенко, следует отметить, что ЮВТ в интригах достигла невиданного уровня. Хотя, вероятнее, ей помогали (чувствуется рука Медведчука). Тогда исключение Савченко из фракции вполне логично: конкурируя, обе дамы автоматически поддержат рейтинги друг друга, что взаимно выгодно. Тем более, Тимошенко вряд ли по силам «окучить» военизированный электорат, а Савченко для таких избирателей – своя. На людях в ссоре, на самом деле вместе. Если Порошенко и Саакашвили смогли, почему ту же пьеску не разыграть и Тимошенко с Савченко? Тем более, Тимошенко исключила Савченко, не воспользовавшись ее же заявлением, чтобы лишить Савченко депутатского мандата. То есть, сделано все, чтобы Савченко осталась в Верховной Раде.

Версия о Кремле выглядит наиболее убедительной. С одной стороны, консультации Савченко в Минске с лидерами ЛДНР были бы невозможны без «крышевания» или хотя бы одобрения Кремля. Значит, как минимум, равнодушие к поездке было.С другой стороны, для Путина важно, чтобы инициатива по легализации Захарченко-Плотницкого исходила не из РФ, а из Украины, причем от одной из наипатриотичнейших дам-депутатов. Только такой расклад позволяет РФ умыть руки.

Кстати, о предновогоднем луке Савченко. Смесь боярыни Морозовой с Анкой-пулеметчицей сподвигла одну из моих собеседниц, разбирающуюся в моде, к глубокомысленному выводу: «Такое могли придумать только в России». Уж слишком сильна стилизация под гэтьманшу.

Что, если стиль пошива и впрямь указывает на «руку России»? В прямом смысле, конено.

Лилия Брудницкая, эксперт Центра структурной политологии «Выбор»

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Translate »