Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Не вашим, а нашим: в Киеве продолжат корчевать МАФы

Наметившийся было конфликт между столичной властью и частью президентского окружения из-за МАФов в среду, 28 декабря, был замят. Чтобы никто не сомневался, факт примирения стороны отметили совместным брифингом Генерального прокурора Юрия Луценко и мэра Виталия Кличко по итогам совещания в КГГА.

Внешне Виталий Кличко выглядел победителем. Во-первых, Юрий Луценко официально заявил, что вести борьбу с незаконной торговлей необходимо, а это фактически высочайшее разрешение на продолжение окультуривания столичной торговли. Во-вторых, самим фактом совместного выхода к СМИ с Генпрокурором мер столицы давал сигналы, дескать, никаких разночтений и трений у нас с центральной властью нет, напротив, отличные отношения.

Однако это лишь красивая открытка. На самом деле, своенравие Кличко и его команды начало кое-кого раздражать. Заметьте, что, пока киевский голова изрекал какие-то политико-социальные абстрактные тезисы вроде Общественного бюджета или борьбы с коррупцией, Банковая воспринимала творческие порывы спокойно. История с МАФами, возможно, и была бы замята, если бы не затрагивала интересы влиятельной группы, от которой во многом зависело принятие Госбюджета на 2017 год именно в таком виде, в каком он и был проголосован в 4 часа 52 минуты утра 21 декабря. И интересы, прежде всего, деловые.

Ни для кого не секрет, что киевские МАФы возникают не сами по себе. КГГА озвучивает стандартный сюжет: увидел предприниматель «рыбное» место, установил МАФ – и получает прибыль, ничего не платя в столичный бюджет. Правда, есть вариация сюжета, когда предприниматель дает взятку некоему чиновнику, представителю районной или (что гораздо реже) городской власти, ему незаконно выделяют землю, он ставит МАФ и делится прибылью с чиновниками, но не с городом. То есть, не с громадой, в чьей собственности, формально, и является территория города.

На деле, даже самый мелкий владелец МАФа знает, что Киев давно поделен на территории, которые кто-то «держит». Поскольку в плане прибылей вся столица – самое «рыбное» место во всей стране, киевские власти периодически стараются оттягать себе участки, расширить владения, но они вынуждены соседствовать с «держателями» рангом повыше, которые получают прибыли от торговых точек, взамен отводя от мелких и средних предпринимателей разнообразные напасти в виде проверок, инспекторов и т.п.

Сейчас сложилась интересная ситуация: столичная власть полтора года без малого пытается оттягать у правительства долю НДФЛ. Это один из основных налогов для поступлений и в Государственный, и в местные бюджеты. Поправками в БК 50-60% НДФЛ остаются в местных бюджетах, но не для Киева. Столице оставили всего 40% НДФЛ, мотивируя решение бурным развитием бизнеса Киева и привлекательностью главного города страны для инвесторов. Стало быть, прибылей у Киева на порядки больше, вот и следует заплатить за статус столицы.

Виталий Кличко повел настоящую осаду Кабмина, говорил о несправедливом распределении НДФЛ с президентом, но в Госбюджете на 2017 год соотношение осталось прежним: 40% Киеву и 60% в центр. Но киевская власть почему-то позабыла о НДФЛ, с головой уйдя в демонтаж МАФов. Судя по поспешным действиям, они торопятся. Почему?

Единственной компенсацией ущемления по части НДФЛ могла бы стать золотая киевская земля. Возможно, доля киевской команды во владениях под торговлю и пресловутые МАФы расширена в обмен на молчаливое согласие и далее отчислять 60% НДФЛ вместо желаемых 50%. Зная, как некрепки могут быть самые джентльменские договоренности, Кличко и его команда торопятся «застолбить» территории. Так торопятся, что, не исключено, подконтрольные или связанные с ними заинтересованные лица задействуют «титушек».

Хотя версия кажется полуфантастической, она косвенно подтверждается тезисами Генерального прокурора. Юрий Луценко дал индульгенцию Виталию Кличко: «Мы должны поддержать столичную власть в наведении порядка с незаконной торговлей». И тут же надоумил, как нерадивого ученика: «В этом вопросе должно быть больше открытости и публичности. Мы не боремся с малым и средним бизнесом, а боремся с теми, кто создает незаконную конкуренцию здоровому бизнесу…Незаконные МАФы, которые не платят налоги в город, должны быть демонтированы и уступить место тем предпринимателям, которые готовы работать прозрачно, платя налоги…Одного сайта мало, не все обитают в Интернете, нужно доводить до сведения громады другими способами, что и где предполагается демонтировать и – главное! – что будет после демонтажа на этой территории. И, конечно, предприниматели должны быть уведомлены о демонтаже». При этом действия киевской власти долны ограничиваться только демонтажом, «никакого повреждения, уничтожения имущества не должно быть».

«Мы презентовали карту законных  МАФов, она в открытом доступе, — ответствовал Виталий Кличко. – Мы защищаем честный бизнес, который приносит деньги в бюджет и работает законно. А незаконные МАФы мы будем убирать».

Иными словами, частичная индульгенция получена, осталось обсудить детали. «Причина проблем с их демонтажом сегодня и тех конфликтов, которые возникают, в том, что владельцы и арендаторы незаконных сооружений не реагируют на предписания о необходимости демонтировать МАФы, которые вне закона. Мы предупреждаем и предоставляем документы всем!»

Генеральный прокурор, отечески пожурив мера Киева, назвал происходившее возле станции метро «КПИ» недостаточной согласованностью работы различных структур. И отдельное замечание Юрий Луценко сделал коммунальщикам.

Совещание всех заинтересованных структур завершилось, как и следовало ожидать, согласованием действий, формированием карты и т.п. Главное неофициальное достижение – уточнение договоренностей, где киевская власть может орудовать в рамках закона, а где МАФы ей лучше не трогать. В качестве гарантии соблюдения договоренностей Юрий Луценко намекнул, что готов назвать, кто «крышует» киевские МАФы. Прокурор Киева, который также принимал участие в совещании, наверняка напрягся, но намек оценил.

Исходя из ответов на особенно острые вопросы, стороны промежуточными договоренностями довольны. Так, Юрий Луценко, комментируя действия людей в балаклавах на Харьковском рынке, игриво заметил, дескать, никто не запрещает людям ходить в различных головных уборах, зима-холодно, если же кому-то не нравится. то это «к дедушке Азирову, который закон  такой написал, с запретом». А в адрес честных владельцев МАФов разразился чествованием: «Человек, который сегодня поставил киоск и выживает, является не меньшим героем, чем тот парень, который на фронте держит линию. Я вам это честно говорю. Сегодняшний предприниматель, который законно, подчеркиваю, — законно, работает в городе Киеве или по Украине — не менее герой, чем солдат, который защищает нашу страну».

Помимо конкретных интересов конкретных людей и бизнес-структур, интрига с МАФами удачно вписалась в новую бюджетную политику. Премьер-министр Владимир Гройсман, декларировав на заседании правительства в среду, 28 декабря, максимальную поддержку бизнесу, на деле повел наступление как раз на МСБ. Сразу два решение: о минималке в 3200 грн и о режиме уплаты ЕСВ уничтожают малоприбыльные или убыточные ФЛП. Вероятно, значительно ужмется количество ФЛП. Понятно, что правительство намерено взять свою долю с прибылей, если бизнес не желает добровольно платить налоги в бюджет. Но единственный ответ тех ФЛП, которым невозможно спрогнозировать свои доходы, — уходить с рынка. Повышенная «минималка» и штрафы за зарплаты в конвертах вынудят призадуматься о «быть или не быть» и средний бизнес.

Что делать оставшимся? Единственный выход – идти на поклон к «крышевателям». Так получается, что торговать законно на первых порах будет убыточно, как ни старайся.  И если имеется желание продолжать бизнес, одна дорога – уходить в полутень.

Как реагировать, МСБ пока что слабо представляет, да и зимние праздники не располагают к деловой активности. Вот киевская власть и пользуется паузой, чтобы в буквальном смысле расширить свои интересы, а центральная власть, используя демонтажи как наглядное пособие, по умолчанию дает сигнал всем предпринимателям, мол, не будете платить в бюджет – мы примем меры.

Кажется, все довольны. Даже владельцы и арендаторы МАФов, об участии которых в совещании не сообщалось, но которые молчат.

Лилия Брудницкая, эксперт ЦСП «ВыбоР»

Фото пресс-служба Генеральной прокуратуры

 

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Translate »