Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Худшее, конечно, позади

Год 2017 будет нелегким для украинских граждан, но худшее, по крайней мере, в экономике, — позади. Так президент Украины Петр Порошенко напророчил в своем праздничном поздравлении.

Следует отметить, что, на сей раз, официоза и, собственно, самого Петра Порошенко в новогоднем ролике было мало. Это существенный креативный плюс: сначала, под вариацию Государственного Гимна, мелькают наиболее важные события уходящего года, затем к нам обращаются простые украинские граждане и Джамала. Глава государства появляется в финале ролика, скромно у елочки, что, наверное, должно бы ассоциировать его  с Дедом Морозом, Санта Клаусом или Святым Николаем. Однако дискуссия, кто из трех зимних «дедов» самый украинский, накануне праздников разгорелась настолько нешуточная, что Петр Порошенко, видимо, решил остаться сам собой.

А речь повел, как заправский Санта Клаус – о чуде. «Не только дети, но и каждый из нас, независимо от возраста, верит в чудо, — удивляет гарант и моментально оправдывает ожидания. –Поводов для оптимизма сегодня больше, чем год назад».

С одной стороны, в АП справедливо рассудили, что людям следует поднять настроение за несколько минут до Нового года. С другой, акцент на достижениях был бы слишком фальшивым. Да и премьер Владимир Гройсман с лихвой выбрал квоту на детский оптимизм в предновогодней риторике.

Поэтому президент добавил ложкю дегтя, напомнив, что 2017 год – столетие Украинской национальной революции: «Но тогда украинцы, вместо того, чтобы сплотиться против внешних угроз, воевали между собой. И сейчас, если не сделать выводов, бездумное политическое противостояние может легко вернуть экономику назад, в пике. Политику – погрузить в анархию. А страну – сделать добычей агрессора. О важнейших уроках истории не стоит забывать даже в новогоднюю ночь. Я сделал выводы. Чужих ошибок – не повторю. И другим – не дам».

Те, кто следит за политическими событиями, наверняка ощутили легкое дежа вю. Кажется, мы слышали эти слова. 24 августа 2016 года от Петра Порошенко на Майдане. И теми же словами, что и в День Независимости, гарант Конституции обозначил цель: «Главной своей задачей вижу поддержку надлежащих политических условий для развития страны. И конечно же – усиление нашей обороноспособности, укрепление международной поддержки Украины, сближение с Евросоюзом и НАТО».

«Российская оккупация – временна. Мы обязательно объединимся. Все будет хорошо!» — финальные фразы Петра Порошенко в 2016 году, адресованные украинским гражданам.

Обычная праздничная речь, главные достоинства которой заключается в краткости объема и четкости формулировок. От себя замечу – эмоциональной четкости. Потому что, конкретики в этом обращении явно недостает.

Для этого есть более веские причины, чем нежелание портить настроением тем, у кого хватило денег на снаряжение полноценного новогоднего стола.

Во-первых, сходство в стилистике обращений президента от 24 августа и 31 декабря не случайно. И тогда, и сейчас глава государства был максимально сдержан в плане общения с согражданами. В августе было серьезное обострение отношений с Россией (крымсмкий кризис) и ряд других неопределенностей, вроде бы глобально малосущественных, но суммарно для Украины чувствительных. Президентская кампания в США выходила на финишную прямую, в Ато активизировались боевики, назревал кризис в переговорах по Донбассу. Постфактум молчание Петра Порошенко было объяснимо. Поэтому мы можем с большой долей вероятности предположить, что и сейчас имеется комплекс факторов, заставляющих украинского президента больше думать, чем говорить. Вероятно, это те же болевые точки: экономика, безвиз, Донбасс.

Во-вторых, интересно, что глава государства практически никак не упомянул среди краткого перечня достижений то, о чем чуть ли не на каждом углу кричали его соратники и премьер: рост минимальной зарплаты, успех субсидирования, продление моратория на проверки для бизнеса. Вроде бы логично, так как, незачем повторять тезисы Владимира Гройсмана. Тем не менее, те, кто знает Петра Порошенко, усмотрят и симптомы похолодания отношений между президентом и премьером, не исключено, связанные с особенностями национализации «ПриватБанка».  Впрочем, сложно считать эту версию правдоподобной, так как, все законы и Госбюджет Петр Порошенко прилежно подписал, а вышеупомянутые достижения Кабмина подробно расхвалил во время рабочей поездки в Донецкую область. Там он был более откровенен и конкретен: ««От затягивания поясов мы переходим к постепенному повышению доходов различных слоев нашего общества. Есть осторожные основания считать, что самое трудное в социально-экономической сфере – наконец-то позади».

Перед Новым годом Петр Порошенко получил личный подарок, — визит сенатора Джона Маккейна. Непосредственный контакт с влиятельным представителем политических кругов США настолько вдохновил украинского президента, что даже появились предположения о встрече Порошенко и Трампа в феврале 2017 года. Если это хотя бы отчасти так, осторожность главы Украинского государства объяснима: после афронта с неприкрытой работой на Клинтон в президентской гонке имеет смысл проявить максимальную сдержанность, пока не прояснится отношение команды Трампа к Украине и к Порошенко лично. Скорее всего, поэтому он отделался абстрактными тезисами чуть ли не полугодичной давности и аккуратно «ушел» от итоговой пресс-конференции. Двухнедельное праздничное затишье в Украине поможет воздержаться от конкретных политических заявлений.

Проблема в одном. Говоря, что худшее позади, Петр Порошенко даже приблизительно не представляет, что именно впереди не только для него, но и для всей страны.

Говорят, если под Новый год сформулировать свои желания как можно конкретнее, они сбудутся. Судя по речи президента, для Украины лист желаний пока что остается белым. И формулировать их будет, не исключено, Дональд Трамп.

Лилия Брудницкая, эксперт ЦСП «ВыбоР»

 

 

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Translate »