Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Списки Савченко вместо бомбы станут зонтиком

Точно рассчитав дату, время и выверив содержание брифинга о списках, Надежда Савченко огиблась в одном. Если предполагалось сделать сенсацию и окончательно «застолбить» тему за собой, то цель не достигнута. Учитывая выверенность и грамотность политико-социального позиционирования как самой Савченко, так и подачи списков пленных-пропавших безвести, можно предположить, что истинные цели события далеки от заявленных.

Сначала о реакции. Силовые структуры, в данном случае, СБУ откликнулось опосредованно, то есть, через представителей и в виде комментариев СМИ. По умолчанию, все, сказанное должностными лицами, отображает мнения в структуре, но еще не является официальной позицией. Поэтому будем считать, что официальной позиции на момент написания статьи нет. Следовательно, у СБУ возникли трудности с формированием таковой. И это вроде бы доказывает справедливость упреков Надежды Савченко «утомленным» украинским спецслужбам.

Тем более, складывается впечатление, что СБУ не предполагала оглашения Надеждой Савченко составленных списков пленных и пропавших. Если так, то, действительно, СБУ допустила серьезный промах. В пользу этой версии – отсутствие быстрой реакции и официальной позиции в день события. Следовательно, если одна из целей была в дискредитации «силовиков», можно считать, что частично она достигнута. В таком случае, наблюдаем прицельный удар по руководству СБУ.

Оперативно среагировало МВД. Зорян Шкиряк заявил, что следовало бы завести на Савченко уголовное дело, так как, по его убеждению, это «кремлевский перформанс». Зорян Шкиряк также рассказал о встрече руководства СБУ и МВД по поводу опубликования Надеждой Савченко списков. Мы отметим, что советник министра внутренних дел подчеркнул неофициальный статус встречи представителей двух ведомств.

Далее и вовсе чудесные вещи: сторона МВД заявила, что не может возбудить уголовное дело против Надежды савченко. Ранее советник главы СБУ Юрий Тандит также открестил свое ведомство от преследования Савченко.

Получается трагикомедия: народный депутат публикует данные, очевидно, имевшие статус секретных, открыто сотрудничает с ОРДЛО (за что простым смертным предусмотрена ответственность, в том числе, уголовная), призывает сменить руководство СБУ (с натяжкой – свержение легитимной власти, подрыв безопасности государства и т.п.), — и ей за это ничего не грозит! Почему?

Время новогодне-рождественских чудес прошло, поэтому остается обыкновенный меркантильный интерес. Не исключено, факт опубликования списков Савченко выгоден всем. В том числе, и «силовикам».

Сама Надежда Савченко дала понять, что призывает к ротации переговорщиков от Украины в Минске. Если предположить, что Минский процесс шатко-валко выходит на финишную прямую, смена состава даст единственный эффект, — «сливки» снимут новопришедшие, а не те, кто готовил договоренности, утрясал детали и делал другую малозаметную работу.

Значит, «приз» в Минске не рядовой, за него имеет смысл побороться. И не только с точки зрения политических дивидендов, но и исходя из экономических (лично-бизнесовых) соображений. Списки пленных, в данном случае, не цель, а всего лишь инструмент, если не прикрытие. Поскольку наши спецслужбы, судя по истории со списками Савченко, допускают утечку (вряд ли она успела бы сформировать списки за столь короткое время), возможно, данная информация либо потеряла, либо вот-вот потеряет всякую ценность. И тот, что способствовал формированию списков Савченко, по сути, сдал «пустышку».

В противном случае, конечно, имеет смысл задуматься о «по собвственному». И если эта версия ближе к истине, неофициальная встреча «силовиков» 10 января логична: президент вызовет «на ковер», надо согласовать позицию. Следовательно, и президент не был предупрежден.

В этом смысле, показательна реакция ОРДЛО. Там молниеносно дали понять, что формула Савченко их не устраивает. Почему? Казалось бы, какие формулы ни применяй, сепаратистам выгодно было бы использовать и Савченко для давления на официальных переговорщиков, и официальных переговорщиков для позиционной нейтрализации Савченко. Но лидеры ОРДЛО высказались жестко и недвусмысленно. Следовательно, они утратили интерес к Савченко как к своему фактическому легату в Киеве.

Помимо количественной невыгодности, есть и другой мотив: если Надежда Савченко единолично завладеет темой, она станет посредником между ОРДЛО и Киевом. А это, при любом раскладе, не есть выгодный вариант, поскольку, посредник всегда преследует свой частный интерес, не всегда совпадающий с интересами сторон. Зачем лидерам ОРДЛО работать на Савченко? Смысла нет. Да и помехи, неточности в коммуникации при наличии посредника возрастают.

Поэтому в ОРДЛО сменили орентацию и заявили о желании продолжать переговоры только с Минской гуманитарной подгруппой ТКГ, хотя ранее приветствовали инициативы Савченко. Для них, не исключено, списки Савченко стали удобным поводом увильнуть от навязываемого жесткого сотрудничества, что, помимо неких выгод, сужает поле для маневра.

Есть и четвертая сторона опубликования списков Савченко. Это президент. В его адрес Надежда Савченко озвучила пакет упреков, в частности, в непрозрачности процесса освобождения украинских пленных. И привела, в качестве примера, собственное освобождение.

Однако, если мы вспомним, Надежду Савченко освободили внезапно и по личной договоренности двух президентов. Процесс был публичным только в части информационного сопровождения, главная работа велась за кулисами. Если бы Савченко говорила о том, что надо бы мощнее задействовать информресурсы Украины для освобождения пленных, это было бы логично. Но речь шла об открытости процесса вообще. Очевидный сумбур таких упреков, вполне вероятно, служит своего рода сигналом, мол, могу кое-что порассказать о своем освобождении, что бросит тень на Порошенко.

Но слишком густую тень на президента бросить не удалось: процесс обмена настолько сложен, что упреки в закрытости не всегда справедливы, а открытость не всегда оправданна и полезна. Более того, эскапада Савченко подчеркнула важность и результативность работы гуманитарной подгруппы. При грамотной контратаке упреки можно превратить и в признание заслуг, реальных или мнимых, не суть важно.

Судя по заявлениям Зоряна Шкиряка, поступок Надежды Савченко будет обильно комментироваться в Верховной Раде, но никаких практических последствий (уголовное дело или подозрение в чем-то) для нее иметь не будет.

Маневры руководства СБУ и МВД куда интереснее. Судя по комментариям, они будут доказывать «кремлевский след» в деятельности Савченко (для публики) и «след Тимошенко» (для Порошенко). Но для самого президента очевидные ляпы Авакова и Грицака (если это их ляпы) выгодны, поскольку «подвешивают» руководителей ведомств не хуже зимней стрельбы в Княжичах.

Выходит, все довольны. Даже пленные, вокруг которых наконец-то началось очевидное движение.

Но есть нюанс, о котором, надо полагать, и совещались преставители СБУ и МВД 10 января. Списки пропавших безвести и пленных по определению не могут быть точными и статичными на 100%: постоянно новая информация, что-то (или кто-то) меняется. Огласив свои списки, Надежда Савченко придала некий статус тем, кто в них фигурирует. И если кто-то не попал в такие списки, у них два пути: пытаться достучаться до Савченко (она бросила клич о сотрудничестве и заявила, что списки неполные) или как-то дать о себе для списков гумгруппы ТКГ. Если предположить, что Савченко и ТКГ «замкнут» на себя различные группы волонтеров, возникнет путаница и возрастет риск манипуляций списками. Кто на этом сыграет и в чью пользу, остается только гадать.

Наконец, фактом опубликования списков пленных Савченко косвенно дала оценку общественым движекниям и инициативам в этом направлении. То есть, разрозненные организации есть и работают, но, видимо, господдержкой не пользуются и свои действия с госвластью не координируют. Это серьезная проблема и перспективное направление, особенно для тех политиков, которые смотрят дальше окончания войны. Просто потому, что войны заканчиваются, а пленными обмениваются еще в течение нескольких лет после официального мира.

Лилия Брудницкая, эксперт ЦСП «ВыбоР»

Фото Официальная страница Надежды Савченко в социальной сети

 

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Translate »