Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Будьте здоровы МОЗ назло

Здоровье украинских граждан в очередной раз становится разменной монетой в игре вокруг пока что полувакантного кресла министра здравоохранения. Судя по последним заявлениям заинтересованных сторон, кресло МОЗ пытаются разыграть в интриге с главой ДФС, но с течением времени пост министра здравоохранения становится все более привлекательным. Особенно с учетом ликвидации налоговой милиции.

 

На пленарном заседании Верховной Рады в среду, 18 января, народный депутат Игорь Шурма (фракция Оппозиционного блока) от всей фракции сделал заявление о том, что коалиции следует немедленно внести кандидатуру на пост министра здравоохранения: «Правительство в течение 9 месяцев не вносит эту кандидатуру, у нас во главе МОЗ и. о.» Несмотря на то, что «наша позиция однозначна – мы не будем голосовать за Супрун», парламентарий настаивает на внесении кандидатуры. «Посадили Квиташвили, историка, препараты по его закупкам не поставлены до сих пор! Теперь новые реформы. Кстати, то, что предлагает Супрун, страховую медицину, в США такая система – Обамакэйр – доказала свою неэффективность», — отметил он.

Интересно, что на перехват тут же сработали фракции коалиции, от БПП и «НФ» выступил Бмитрий Лубинец: «Вместо расшатывать Украину мы должны думать об одном: как сохранить единую страну и победить в войне..,Свой патриотизм нужно показывать тут, в сессионном зале!».

Ответ на эмоциях, который дополнил ответ по сути, прозвучавший из уст самой Ульяны Супрун на заседании Кабмина: «То, что нас критикуют, это даже хорошо, потому что, мы можем проверить, что не так в наших программах!». В поддержку Ульяны супрун высказался и премьер-министр Владимир Гройсман: «Мы дадим людям дешевые лекарства, будем развивать кардиоцентры».

Напоминаю, что первым конфликтом 2017 года стало противостояние между руководителем Института сердца Тодуровым и и. о. Минздрава Супрун, которое просто перешло в открытую фазу. Первопричины конфликта отследить сложно, но предположения сделать можно.

На пресс-конференции во вторник, 17 января, Борис Тодуров попытался одним махом опровергнуть все те обвинения, которые, прямо или косвенно, касаются его. Это и платные операции в Институте сердца, и закупки по завышенным ценам для Института.

Ранее он обвинил и. о. министра здравоохранения в убийстве 50 тыс украинских граждан. Тем не менее, Тодуров озвучил прейскурант на операции в Институте сердца, от 30 до 150 тыс грн, причем официально. Он также опроверг факт участия в открытии филиала в Северодонецке.

Если изначально стороны старались не переводить конфликт в политическую плоскость, то, с тех пор как в поддержку Тодурова был митинг под флагами «За життя!», противостояние стало политическим: коалиция VS Оппо-блок.

Судя по некоторым нюансам, Тодуров усмотрел высокую вероятность победы и усилил нажим. Так, на заседании правительства 18 января он призвал МОЗ прислушиваться к критике, а первоочедной обозначил задачу установления «честных цен на лекарства». Следовательно, куда-то упреки Тодурова дошли и свое дело сделали. Косвенно об этом можно судить по переходу Оппо-блока к агрессивному нажиму на МОЗ.

Но пока что Ульяна Супрун в качестве и. о. вполне устраивает и Банковую, и Гройсмана.

Однако Кабмин и не защищает МОЗ так рьяно, как, наверное, хотелось бы Ульяне Супрун. Почему?

Частный спор между Супру и Тодуровым по госзакупкам перерос формат дискуссии в специализированных кругах и рискует стать общегосударственным спором, поскольку вынес на поверхность некоторые перекосы украинской системы здравоохрарения. В этом заключается слабость позиций и Тодурова, и Супрун.

В чем сам себя наказал Тодуров? Он был вынужден озвучить прейскурант на услуги Института сердца. Как мы знаем, Институт сердца – государственная структура, финансируемся из бюджета (в том числе, столичного). Изначально Тодуров уходил из Института им. Шалимова в Институт сердца, громогласно заявляя о бесплатных услугах для киевлян (Инстптут сердца создавался как раз для киевлян), но с некоторыми издержками для приезжих. В принципе, нормальная практика, если бы в Институте сердца сразу не начали взимать чуть ли не утроенные тарифы, по сравнению с другими государственными «сердечными» медицинскими заведениями МОЗ Киеве. Незаметно, но быстро государственный Институт сердца на государственном, закупленном на деньги налогоплательщиков, оборудовании начал оказывать услуги по коммерческим (даже очень коммерческим) ценам. И, озвучив прейскурант, Тодуров фактически признался в коррупции: он и его сотрудники использовали оборудование, закупленное за деньги налогоплательщиков,фактически даже не для нужд Института, а для личного обогащения.

Но и МОЗ, после такой пресс-конференции, никак не обозначил свою позицию по «тарифам» Института сердца. Не инициировал расследование, сколько бесплатных стентов было установлено Институтом сердца и – главное! – кому, почему Институт не закупил оксигенаторы, почему иглы по такой кошмарной цене, почему раствор должны закупать пациенты. Следовательно, Ульяна Супрун дискредитировала себя, не отреагировав на то, что со стороны, рядовым украинским пациентом, воспринимается как коррупция. Значит, МОЗ, при нынешнем руководстве, готов сохранить существование схем, но поменять тех, кто «сидит на потоках».

Куда любопытнее позиция премьер-министра. Владимир Гройсман мог бы похватить скандал «Тодуров-Супрун» и сделать его рычагом реформы системы здравоохранения. Хотя бы в части поборов с пациентов («благотворительные» взносы, плата за лекарства и расходники как фактор оказания-неоказания медпомощи, даже экстренной). Ведь для рядового пациента проблема не в обидах Тодурова или Супрун, а в том, что система поборов не сломана. Для того, чтобы вникнуть в детали системы, достаточно посадить двух-трех аналитиков на сутки в Сеть читать отзывы пациентов и комментарии под постами Тодурова и МОЗ, а также лично пообщаться с пациентами.И придумать, как спасти (в буквальном смысла!) граждан от поборов в медучреждениях.

Вместо этого Владимир Гройсман рассказывает о «честных ценах» на лекарства. Если он в упор не желает видеть суть проблематики системы здравоохранения, заявления о «честных ценах» выглядят лишь как создание рычага для передела фармрынка. Что же касается сети кардиоцентров по всей стране, в чем материально заинтересован Тодуров, то такой кус рынка сейчас оспаривают (правда, не так скандально) и другие хирурги, не говоря уже об иностранных структурах. Кстати, их почему-то на украинский рынок медуслуг не торопятся впускать, хотя украинские эскулапы в госклиниках озвучивают тарифы с жесткой привязкой к стоимости лекарств и расходников в евро и долларах США.

Итак, поверхностный конфликт вокруг МОЗ быстро стал кадрово-политическим, будучи реально финансово-политическим. Здоровье украинских граждан, вместо целевой установки, в который раз становится разменным аргументом для передела финансовых потоков. Поэтому и результаты спора будут исключительно финансово-политическими, выражающимися в перераспределении финпотоков между конкретными группами влияния и, как результат, между конкретными политсилами.

Публичная дискуссия Тодурова и Супрун могла бы расставить многие точки над «i». Как и электронная декларация самого Тодурова.

Но этого не случится.

По непроверенным данным, некоторые хирурги рассматривают варианты эмиграции. В том числе, ввиду резко упавшей платежеспособности населения. А некоторые политики, сделав выводы из президентской гонки в США (Трампа президентом сделали деньги), сейчас лихорадочно подыскивают источники доходов и копят средства на будущую кампанию, выжимая, в том числе, и с госструктур МОЗ.

С этой точки зрения, Ульяна Супрун действительно не коррумпированный и. о. По отношению к ним. С поставленными перед ней задачами справляется. Однако ее кандидатуру в ВР не внесут, потому что, велик риск провала. Ее берегут и будут беречь.

Судя по брифингу Ульяны Супрун 18 января, игра выходит на новый уровень. Оппонитовать Супрун бросилась Татьяна Бахтеева, а это уже тяжелая артиллерия. Как всегда в таких случаях, разошлись слухи о наличии заявления Супрун об отставке.

На брифинге и .о. МОЗ Ульяна Супрун раскритиковала попытки Бориса Тодурова лоббировать открытие сети филиалов Института сердца по всей стране. Пообещала бесплатную кардиопомощь всем гражданам. И намекнула на коррупцию самого Тодурова. То есть, перешла в наступление. Потому что, для Тодурова, если эти центры – не его филиалы, прямой удар по личным доходам.

Скорее всего, ответом на брифинг станет активизация Оппо-блока в Верховной Раде в четверг, 19 января. На фоне сниженной активности зала из-за ожидания инаугурации Дональда Трампа тема МОЗ прозвучит резонансно.

Игра продолжается. Облегчит ли она жизнь тем, кто болеет и нуждается в экстренной операции, но не имеет достаточно денег? Безусловно, нет. Однако было бы огромным прорывом, если бы в краткосрочной перспективе ответ на этот вопрос был бы «да».

Лилия Брудницкая, эксперт ЦСП «ВыбоР»

 

 

 

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Translate »