Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Палки в колеса

Во вторник, 23 января, Киев был взят в блокаду противниками жестких условий «растаможки» автомобилей с иностранной регистрацией. Заблокировав въезды и выезды из столицы, активисты пошли в Кабмин. Понять суть конфликта могут лишь автомобилисты, да и то небольшая их часть. Остальным отводится пассивная роль. Разве что, реагировать на «пробки» и дым и привычно думать, что на кону чьи-то финансовые интересы.

Чей интерес?

И думающие так близки к истине. Условно говоря, сейчас правила «растаможки» выписаны так, что на украинской таможне автомобиль с иностранной регистрацией, независимо от назначения (коммерческое или личное ТС), «растаможивается» только под уплату соответствующих налогов и сборов. Мягко говоря, это дорого.

Целевой интерес изменить действующую схему есть у нескольких категорий автомобилистов.

Во-первых, мелкие и среднеоптовые перевозчики (ТС до 3,5 тонн). Их обороты не покрывают затрат на растаможку, а тарифы на перевозки поднимать сейчас просто некуда, — платежеспособный клиент становится слмшком ценным, чтобы отпугивать его подорожанием. Им приходится или по-серому договариваться с таможенникаи и налоговиками и не регистрировать ТС, или каждые 5-10 дней пересекать границу.

Во-вторых, это поставщики авто б\у и запчастей. Сегмент рынка подержанных авто выживает за счет игры цен. Поэтому здесь, как нигде на авторынке, возникают головокружительные комбинации по обходу уплаты всех налогов и сборов. Помимо «договориться» и не проводить ТС официально или, вариант лайт, проводить как запчасти и крупные узлы для сборки, существует «белая» схема договориться о поставках автомобилей на иностранного гражданина или структуру, временно пребывающих в Украине.

В-третьих, это те, кто, собственнно, и устроил акцию. Обычные автомобилисты, которые часто ездят за пределы страны или отдают предпочтение иностранным авто б\у и регистрируют их за границей с целью уйти от уплаты высоких сборов. То есть, попросту говоря, легально сэкономить.

Сюрприз от Януковича

Суть самой схемы, с ее недостатками, изложена в «Пояснительной записке» к законопроекту №5567 «О внесении изменений в Таможенный кодекс Украины (об урегулировании транзита и временного ввоза транспортных средств личного пользования) «, внесенный в Верховную Раду 21.12. 2016 года, но 20ю. 01. 2017 года отозван. Именно его требовали принять участники акции.

Проблема, по мнению солидного (более 100 человек) авторского коллектива, в том, что 6 июля 2012 года был принят закон «О внесении поправок в Закон Украины «О некоторых вопросах ввоза на таможенную территорию Украины и регистрации ТС» о колесных ТС», которым граждане были ограничены в праве выбора автомобиля (поэтапное повышение экологических норм, с 2016 года ЕВРО-5, с 2018 года ЕВРО-6). Такой вот сюрприз от Януковича.

По мнению народных депутатов-авторов проекта, действующий закон привел, в частности, и к тому, что автомобили с иностранной регистрацией в Украину все равно ввозятся, но уже по коррупционным схемам. Причем срок в 5-10 дней для транзита, в течение которого не взимается налог, распространяется не только на коммерческие, но и на личные ТС. А это, полагают авторы, является нарушением ст. 95 Таможенного кодекса Украины.

Ориентировочно в Украину ввезено более 1,5 млн авто с иностранной регистрацией. Причем запретить ввозить ТС для иностранных граждан Украина не может, но и ущемленные в правах украинские граждане настаивают, что, если иностранцы ничего не платят или платят по льготе, то чем мы хуже?

Надо что-то решать.

Вариант лайт

Устранить болезненную проблему предлагает тот самый проект, который и был отозван 20 января текущего года. Суть проста: смягчить «растаможку», сделав ее условной.

В частности, в абзацы первый и третий части 3 ст. 280 ТК внести изменения, в соответствии с которыми, временный ввоз гражданами-резидентами транспортных средств (ТС) личного пользования, общей массой до 3,5 тонны, и прицепов к ним разрешается на срок до 1 (одного) года под письменное обязательство об их обратном вывозе при условии письменного декларирования в порядке, предусмотренном для граждан Украины.

При этом если таким ТС более 7 лет с момента изготовления, применяется условное частичное освобождение от налогообложения: за каждый неполный или полный месяц срока пребывания взимается 0,5% суммы таможенных платежей, если бы эти ТС личного пользования выпускались в свободный оборот на территории Украины. Далее в проекте есть оговорка, что 0,5% взимаются лишь с 2019 года, а в текущем ставка составляет 0,2% (в 2018 году – 0,3%).

Разрешается ввоз гражданином-резидентом лишь одного ТС личного пользования с условным частичным освобождением от таможенных платежей. Если речь идет о транзите, взимается залог в объеме, равном таможенным платежам, если бы ТС ввозилось для свободного оборота.

Из этого правила исключатся ТС нерезидентов, постоянно зарегистрированные в других государствах.

Сроки ввоза ТС на территорию Украины без «растаможки» могут быть и продлены органами доходов и сборов «с учетом действия обстоятельств непреодолимой силы и личных обстоятельств граждан, при условии документального подтверждения этих обстоятельств, но не более чем на 60 дней».

Немаловажное уточнение, что общая сумма платежей для ТС с иностранной регистрацией не должна превышать аналогичных выплат для авто, изготовленных на территории Украины. И если «иностранное» авто будет на территории Украины все же пущено в оборот, с него взимут налоги как при импорте.

Наконец, один из существеннейших моментов проекта: для оформления документов о продлении срока временного ввоза ТС достаточно предъявить их для осмотра, без обязательного прибытия на пункт пропуска через госграницу.

Где пряник, так и кнут

Если в части ставок и условий взимания таможенных налогов и сборов проект дает послабление, то, для равновесия, ужесточает наказания за нарушение правил.

Так, если ввезенное ТС личного пользования с иностранной регистрацией используется с коммерческими целями, взимается штраф (2 тыс не облагаемых минимумов доходов граждан). Если был превышен срок пребывания, придется уплатить штраф в размере стоимости ТС или расстаться с ним (конфискация).

Справедливости ради, владелец, резидент и нерезидент, указывает адрес (почтовый или электронной почты), куда ему приходят предупреждения о превышении срока пребывания ТС на территории Украины. Так что, все по-честному.

Но позиция о том, что протокол о нарушении таможенных правил за превышение срока временного ввоза ТС может быть составлен без присутствия нарушителя, настораживает. Впрочем, нарушитель в течение 3 суток протокол получит, даже если не пребывал по названному адресу или намеренно указал ложные данные.

Танцы на покрышках

Во вторник, 23 января, двум из 105 соавторов законопроекта №5567, народным депутатам Юрию Деревянко и Владимиру Парасюку, удалось встретиться с министром финансов Александром Данилюком. Об этом сообщили 112.ua и сайт Юрия Деревянко.

Итоги встречи: министр финансов пообещал изучить проект. Юрий Деревянко, как следует из его публикации на именном сайте, озвучил, какая примерно сумма стоит на кону. Речь идет о 9 млрд грн, которые, по мнению Юрия Деревянко, поступят в Госбюджет, если будет принят закон №5567: «Сегодня на территорию Украины ввозятся примерно 1,5 млн авто, и они не платят ни одной копейки в Госбюджет, потому что, закон этого не предусматривает. В случае его принятия, поступит около 9 млрд грн».

Куш дествительно велик. Кто же против? По версии Деревянко, коррупционеры от налоговой и таможни, которые сейчас едва ли не единолично решают, облагать ТС налогом или нет. А также «несколько олигархов, которые контролируют отечественный автопром». Однако «этот законопроект не влияет на новые автомобили, а касается 7-летних и старше».

Исходя из этого, речь идет не о столкновении интересов средних перевозчиков и торговцев авто б\у с таможенниками и налоговиками, а о масштабной войне за рынок сбыта: украинские авто против дешевых иномарок. И, судя по комментариям в сетях, автопромовцы своих позиций сдавать не намерены.

Политический подтекст

Показательно, что Владимир Гройсман предпочел от встречи с автопротестантами уклониться. Беседа с министром финансов, несмотря на утверждение Юрия Деревянко, что его мнение важно для комитета, по сути, ничего не дала. Если депутаты опасаются ветирования (такая перспектива существует), то решать вопрос следовало на уровне премьера. Который, повторюсь, отказом вести переговоры продемонстрировал свою позицию.

И здесь вопрос. Почему владельцы авто с иностранными номерами поехали под Кабмин, а не под Верховную Раду? Ведь у нас высший законодательный орган все-таки парламент, а не правительство. Решать судьбу законопроекта должны депутаты. И им Кабмин не указ. Правительство может выразить свое мнение по тому или иному проекту, но препятствовать его принятию оно не имеет права.

Формально – да, должны были ехать под ВР. Но целевая установка – чтобы президент проект не ветировал. По этому вопросу следует договариваться с ним. Но почему не на Банковой, не в АП? Почему это следует делать через премьера, который считается человеком президента, но назначала-то его коалиция? Тем более, Петр Порошенко может быть в этом вопросе косвенно заинтересованным лицом?

Показательно, что у нас исключительно бизнесовая проблема мгновенно перерастает в политическую. В пользу этого и дымящиеся покрышки, и политические маневры вокруг законопроекта. Это свидетельствует не об отделении бизнеса от политики, а о тесном сращении бизнеса и политики. При этом политика превращается в инструментарий для решения деловых вопросов, и наоборот. Одако «наоборот» гораздо реже.

Лилия Брудницкая, эксперт ЦСП «ВыбоР»

 

 

 

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Translate »