Чт. Ноя 14th, 2019

Зачем Порошенко хочет привязать политиков к Родине

bg5

Президент Украины внес в Верховную Раду как неотложный законопроект, в просторечье названный «о паспортах»: граждане Украины могут лишиться «тризубого», если станут также гражданами других государств. Жесткость формулировок закономерная, но и взрывоопасная. В связи с этим возникает вопрос, зачем потребовалось так пожарно вбрасывать неоднозначный проект и настаивать на его скорейшем принятии?

В соответствии с текстом документа, в действующем правовом поле отсутствует механизм предупреждения возникновению случаев двойного гражданства на законодательном уровне отсутствует. Между тем, пребывание граждан Украины, в частности, публичных служащих, в статусе граждан других государств «создает определенные риски для национальной безопасности Украины». Соответственно, законопроект и направлен на усовершенствование механизма прекращения украинского гражданства в случае обретения гражданства другого государства.

Основные позиции:

— если украинский гражданин обрел другое гражданство, он считается таким, что выразил намерение изменить гражданство и дал согласие для прекращения гражданства Украины,

— в течение одного месяца свежеиспеченный гражданин Украины обязан вернуть паспорт другого государства,

— вопрос об утрате украинского гражданства может возникнуть и в случаях, если поведение и действия гражданина Украины свидетельствуют о признании им иностранного гражданства и осознанный выбор в пользу иностранного гражданства. Прилагается подробный перечень таких действий. Например, пользование правами и выполнение обязательств, предоставляемых иностранным гражданством, подтверждающей информацией в госреестрах и официальных ресурсах других государств, а также использование иностранного паспорта вне пределов Украины,

— лишиться гражданства Украины можно и из-за нарушения правил его обретения,

— отныне отговорка, что стоимость получения документа о прекращении иностранного гражданства превышает половину размера минимальной зарплаты, не считается «независимой от лица причиной»,

— все те, кто имеет паспорта других государств, в шестимесячный срок должны их сдать, иначе рискуют лишиться украинского гражданства.

Законопроект внешне правильный. Но те риски, которые он несет в случае принятия, перекрывают выгоды, поскольку последние, в данном случае, — пропагандистские для широких масс и карательные для политикума.

Сначала о выгодах. Безусловно, мягкость украинского законодательства о гражданстве создает множество предпосылок для лавирования в этом щекотливом вопросе. Это позволяет преступникам, правонарушителям и коррупционерам преспокойно избегать наказания: при пересечении границы Украины лицо может использовать паспорт другого государства и с этого момента оказаться вне юрисдикции нашего государства. Эффективность механизма экстрадиции сомнительная. Так, от следствия и суда успешно скрываются Азаров, Клименко и другие видные «януковичи». Будь законодательство жестким, коррупцтонерам было бы намного сложнее избежать следствия и суда. Скорее всего, на это и нацелен «паспортный» закон президента.

Но его неотложность (как указано на официальном сайте Верховной Рады) свидетельствует, что проект, как и во многих случаях, призван решить одну конкретную проблему. Проблема имеет имя и фамилию – Роман Насиров.

Судя по жесткости Апелляционного суда и спиче Насирова на заседании, имеет место быть серьезный конфликт между Насировым и Порошенко. Поэтому не исключено, что президент пытается в оперативном порядке принудить Насирова к каким-то действиям. Для того, чтобы тот «поразмыслил», его закрыли в СИЗО. Судя по дебатам о сумме залога, возможно, речь идет о деньгах, которыми Насиров не поделился. Отстраненный глава ГФС оказался в том же положении, что и Ретт Батлер из «Унесенных ветром»: стоит ему взять со счета хоть одну гривну, его выпотрошат. Деньги, которые так охраняет Насиров, наверняка не все принадлежам ему. И чиновник разрывается между страхом потерять деньги своего покровител(ей) и потерять в Украине все: должность, влияние, доходы.

Предъявить серьезное обвинение Роману Насирову пока что не получается, — обвинительный акт сыроват, обе стороны очевидно тянут время. В случае принятия законопроекта президента о паспортах, возникает формальное основание для административного а, возможно, и уголовного преследования Насирова. Достаточно предположить, что тайное гражданство другой страны госчиновником будет трактоваться как угроза нацбезопасности Украины.

Украинский политикум и средне-высший уровень госменеджмента вынуждены будут решать вопросы с гражданством. Таким образом, они будут более зависимы от украинских правоохранительных органов и судебной системы. Скрыться за границу от уголовного преследования будет возможно лишь в статусе политического беженца. С одной стороны, президент усилит свое фактическое влияние на политикум, если, в свою очередь, будет контролировать правоохранительную и судебную систему. С другой, отсутствие гражданства другой страны не означает, что украинские реальные и потенциальные коррупционеры откажутся от «убежищ». Связи с правительствами и влиятельными силами других государств уйдут в полускрытую форму, отслеживать их и, следовательно, влиять на на них будет невозможно. С третьей, перечень нарушений, которые могут стать причиной для утраты украинского гражданства, таков, что политик и чиновник могут оставить себе все паспорта при условии личных договоренностей с контролирующими органами.

На бытовом уровне последствия принятия закона ощутят граждане Украины, обитающие в приграничных областях, где соседствующие государства давно раздают свои паспорта. Полагаю, рядовые граждане отнесутся к закону с пониманием и спокойно переживут новации.

Но есть категория украинских граждан, которые, подпадая под действие закона (в случае принятия), окажутся в чрезвычайно сложном и опасном положении. Это жители Крыма и ОРДЛО.

Именно они фактически имеют на руках больше одного паспорта: Украины и РФ или Украины и «ДНР», «ДНР». Президент своими поправками в законодательство о гражданстве вынуждает их либо идти на конфликт с тамошними властями, либо отказываться от украинского гражданства, либо покидать Крым и ОРДЛО.

Сейчас украинские граждане на данных территориях законодательно на особом положении, — Украина не отказывается от них. Если официальный Киев де юре откажется от этих людей, не исключено, это будет истолковано как отказ и от территорий. Как решение Украины по паспортному вопросу воспримут многие украинские граждане, вопрос отдельный. Скорее всего, их реакция будет сложной.

Особый нюанс паспортному вопросу придает решение «ДНР» о госгранице. Все жители «ДНР» автоматически лишаются украинского гражданства. Значит ли это, что Петр Порошенко взял курс на отсечение Донбасса? Или такие последствия в спешке не учтены авторами законопроекта.

В любом случае, возможности отыграть назад еще есть. Не исключено, законопроект стал сигналом для тех, кому Порошенко хотел бы предъявить некие условия для переговоров.

Лилия Брудницкая, эксперт ЦСП «ВыбоР»

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *