Ср. Авг 5th, 2020

Президентские проправки в закон о гражданстве — бомба под Украину

im578x383-passport_maidan24

Знаете, Конституционный миф о невозможности иметь двойное гражданство является весьма распространенным, а выявление дополнительного гражданства топ-чиновников уже стало классическим методом обострения скандалов, на украинской политической арене начиная ещё со времен Премьер – министра Лазаренко (помните его панамский паспорт).
Однако, в лучших украинских традициях, получается ‘’Хотели как лучше – получим как всегда’’.

Президент внес в Верховную Раду законопроект о внесении изменений в закон Украины «О гражданстве Украины» в части реализации права изменения гражданства (от 13.03.2017 № 1-1/128, подано 14.03.2017), который предлагает прекращать украинское гражданство лиц, имеющих гражданство другой страны. В законопроекте уточняются условия для прекращения украинского гражданства. Например, это отказ от лишения имеющегося второго(третьего и т.д.) иностранного паспорта при получении украинского гражданства в установленный срок.

Как мне представляется, «Вносимые поправки»снова начинают традиционную войну с Конституцией Украины.

Теперь по порядку:

1) В соответствии со статьей 4 Конституции Украины: «В Украине существует единое гражданство. Основания для приобретения и выхода из гражданства Украины определяются законом». Конституция Украины не может (и не должна) детализировать конкретные процедуры, Она устанавливает лишь общие конституционные принципы и нормы — имеющий высшую силу.
Данный Принцип «единого гражданства» детализируется в статье 2 Закона Украины «О гражданстве Украины»: «Принцип единого гражданства – гражданства государства Украина – исключает возможность существования гражданства административно-территориальных единиц Украины». Не может быть, к примеру, гражданства Киевской, Луганской или Одесской области, поскольку Конституцией и законом предусмотрено только единое гражданство Украины. Эта же статья гласит: «Если гражданин Украины приобрел гражданство (подданство) другой страны или стран, то в правовых отношениях с Украиной он признается только гражданином Украины. Если иностранец приобрел гражданство Украины, то в правовых отношениях с Украиной он признается только гражданином Украины».

Таким образом, действующее законодательство не исключает наличия у граждан Украины иного гражданства. Наоборот, закон предусматривает такую возможность.
2) Но вместе с тем, в разрез с Конституцией президентский Проект предусматривает новые основания для утраты гражданства. Предусмотрена утрата гражданства Украины, если лицо, которое его получило, продолжает пользоваться избирательным правом либо другими правами, которые непосредственно связаны с гражданством другого государства.

Отмечу, что подтверждением данного факта будут данные только публичных реестров государственных органов, органов местного самоуправления зарубежных стран, информация, размещенная на официальных веб-сайтах, предоставленными такими органами.
3) Самое главное вынесено в заключительные положения законопроекта, где указано, что граждане Украины, которые имеют паспорт другой страны и на момент, когда этот проект станет законом и вступит в силу, обязаны в течение шестимесячного срока осуществить мероприятия по прекращению иностранного гражданства и сдать данные паспортные документы в уполномоченные органы Украины.

Невыполнение данных обязательств гражданами Украины приведет к утрате гражданства. Проанализировав проект изменений, становится, очевидно, что основная его цель заключается в положении о том, что гражданин Украины, который добровольно получил гражданство другой страны, считается таким, который огласил намерение сменить гражданство и подал согласие на утрату гражданства Украины. Остается большой вопрос касательно положений, которые дают возможность гражданам иметь гражданство другого государства, поскольку остается возможность двойной трактовки. А любая двойная трактовка в Украине – это поле для злоупотреблений, шантажа и репрессий.

Данный законопроект не решит проблемы коррупции в высших эшелонах власти.

Данная инициатива прежде всего ударит по интернациональным семьям, ограничивая их права на передвижение и мобильность в рамках мировой глобализации. Контролировать верность Украине чиновников можно более тесной программой сотрудничества с международными правоохранительными органами и институциями. Ведь коррупционер и преступник – он преступник в любой юрисдикции, а не только потому, что у него выявили второй паспорт. Однако, мы получим еще одну мину замедленного действия против Украины в рамках международных институций глобального развития….

Руслан Чернолуцкий, адвокат

Источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *