Вт. Июл 23rd, 2019

Правовые аспекты объединения православных церквей: подводные камни и последствия

27186_800x600_Screenshot_6

Во время официального визита в Турцию президент Украины Петр Порошенко подписал соглашение с Вселенским Патриархатом. Ожидается, в конце ноября начнется Объединительный собор. При любом ходе событий на Соборе, реальная борьба развернется на местном уровне, конкретного верующего. О правовых аспектах процесса сочетание православных конфессий на местном уровне замполит рассказал Евгений Данильченко, юрист, председатель Правления МОО «Далее Будет».

«Приход» и «епархия» — разные вещи

Для начала следует уточнить срок, который Вы использовали в вопросах. Термин «епархия» означает территориальную единицу православной церкви, возглавляемой епископом и охватывает все прихода определенной конфессии, расположенные на этой территории.
Судя по текстовых сообщений о пресс-конференции, речь шла не о «епархию», а о «приход». Для православной церкви термин «приход» или «приход» соответствует религиозной общине — местной религиозной организации верующих граждан одного и того же вероисповедания.

Верующих несть числа

Как, с точки зрения законодательства Украины, фиксируются и учитываются верующие в данной конкретной епархии (прихода)?

Законодательство Украины (Конституция Украины, Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях») не предусматривает фиксацию и ведения учета верующих в религиозных общинах. Государство не вмешивается во внутренние дела религиозных общин и конфессий, к которым они относятся, в частности, в вопросах ведения учета членов религиозных общин. Это их внутреннее дело.
С точки зрения законодательства, важным лишь является наличие десяти учредителей религиозной общины при государственной регистрации ее устава. Такое требование действует с 1991 г.., Когда был принят Закон. Старое советское законодательство требовало для регистрации религиозной общины 20 учредителей.
Как правило, в этом учет членов религиозной общины и заканчивается. Довольно распространенной является ситуация, когда большинство членов «десятки» (иногда все) уже давно умерли, потому религиозной общиной и ее имуществом управляет священник или тот, у кого ключи от храма.

Кто ведет учет: верующие воцерковленные регистрируются в самых епархиях (приходах), насколько они законодательно привязаны к территории (по прописке, по удобству)?

Законодательство не предусматривает «привязывания» верующих к одной религиозной общины или фиксации вероисповедания граждан в документах.

Кто принимает решение в религиозных общинах? Если верующие нигде не регистрируются и сосчитать их невозможно, как рассчитать нужное большинство в 2/3 прихожан конкретной епархии (прихода)?

Решение о деятельности религиозной общины принимаются общим собранием религиозной общины. Закон не ставит требования по квалифицированного большинства для принятия решения религиозной общины об изменении ее подчиненности. Итак, достаточно простого большинства или такого количества колосьев, предусмотренной Уставом религиозной общины. Если больше «десятки» членов религиозной общины не фиксировалось, то достаточно 6 голосов. Если же община вела учет своих членов, то учитывается соответственно 50 + 1 голос.

Согласно ч. 2 ст. 8 Закона Украины «О свободе совести и религиозных организациях» государство признает право религиозной общины на ее подчиненность в канонических и организационных вопросах любым действующим в Украине и за ее пределами религиозным центрам (управлениям) и свободное изменение этой подчиненности.

Юридически часть прихожан не влияет на принятие решений

Особенностью православного прихода является отсутствие фиксированного членства, наличие большого количества «пришельцам», которые не участвуют в церковных делах, лишь спорадически пользуются церковными требами. Сельские приходы более стали относительно членства, но процесс уменьшения количества сельского населения в Украине больно бьет по религиозным общинах.

Итак, проблема при смене подчиненности религиозной общины состояла в том, что если среди общей массы прихожан, которые ассоциируют себя с определенной религиозной общиной, меняется мнение о ее конфессиональной принадлежности, то юридически эти прихожане не имеют влияния на принятие решений религиозной общины, поскольку их участие в религиозной общине документально не зафиксирована.

Власть «десяти»

Ситуация 1. Восток жителей села (всего 500 человек) решил об изменении конфессиональной принадлежности с УПЦ на УПЦ КП (большинством голосов — 400 «за»). Однако, среди членов «десятки» голосования (9 — «против», 1 — «за»). Таким образом религиозная община не меняет конфессиональную принадлежность.
Ситуация 2. Восток жителей села (всего 500 человек) решил об изменении конфессиональной принадлежности с УПЦ на УПЦ КП (большинством голосов — 400 «за»). Однако, на собрание пришли только 3 члена «десятки» (семь — умерли). Таким образом, даже если три члена «десятки» проголосуют «за» изменение подчиненности, общее собрание не является полномочным, решение не принято.
Ситуация 3. Восток жителей села (всего 500 человек) решил об изменении конфессиональной принадлежности с УПЦ на УПЦ КП (большинством голосов — 400 «за»). Среди членов «десятки» голосования (3 — «против», 7 — «за»). Все радуются! Вдруг священник (руководитель религиозной общины) получает последнюю зарегистрированную редакцию устава религиозной общины, где написано, что решение по вопросу изменения подчиненности принимается 3/4 голосов членов религиозной общины. Община остается в подчинении УПЦ.

Принадлежность к религиозной общины надо регламентировать

Собственно, для решения этой проблемы и был разработан законопроект № 4128 от 23.02.2016 (соавторы — Еленский В.Е., Войцеховская С.М., Кишкар П.М., Тарута С.А., Лозовой А.С. , Герасимов А.В., Подоляк И.И.).

http://w1.c1.rada.gov.ua/pls/zweb2/webproc4_1?pf3511=58255

Он предлагает дополнить законодательство следующим нормам:
1) «Принадлежность лица к религиозной общине определяет ее самоидентификация с этой религиозной общиной, подтверждением чего является участие в религиозной жизни конкретного общества»
2) свободная изменение подчиненности религиозной общины должно осуществляться «путем регистрации новой редакции устава (положения) или изменений и дополнений к нему, принятых с согласия на такое изменение простого большинства лиц, присутствующих на собрании граждан, принадлежащих к религиозной общине»

То есть, если житель села участвует в религиозной жизни общины, следовательно, идентифицирует себя с ней, то он относится к такой религиозной общины. По сути, в таком случае все участники собрания (схода) по решению вопроса конфессиональной подчиненности общины будут приравнены к членам религиозной общины. Решение отныне будет приниматься только большинством членов религиозной общины, то есть всех присутствующих на этом собрании (сходе).
Во всех трех описанных выше ситуациях религиозная община изменится свою конфессиональную подчиненность.

Неудивительно, что УПЦ и политики, ее поддерживают, начали раскручивать в СМИ истерию по принятию этого проекта, и свозить в день рассмотрения законопроекта верующих под стены Верховной Рады Украины. Ввиду отсутствия устойчивого большинства голосов в парламенте, рассмотрение законопроекта было отложено на неопределенное время.

Две трети — компромисс

Заявления представителя УПЦ КП архиепископа Евстартия и Патриарха Филарета о принятии решений 2/3 членов религиозной общины является предложением компромисса по смягчению действия законопроекта в случае его принятия, предотвращения напряжения и противостояния в обществе. Голосование 2/3 собрания предусматривает, что меньшинство будет однозначной, а не будет ссылок на тех, кто не пришел, заболел, на заработках, в райцентре по делам и тому подобное. Переход религиозной общины в подчинение другой конфессии будет менее конфликтными и спокойным.

В настоящее время, как видим, такие изменения еще не внесены в законопроект, следовательно, это пока месседжи в направлении иерархии УПЦ, что намечают определенные гарантии, что после принятия законопроекта в первом чтении в него будут внесены соответствующие изменения.

Можно постфактум обжаловать переход епархии (прихода) в суде, будет ли такое рассмотрение юридические перспективы?

Конечно же, в суде можно обжаловать все, и наш суд может принять самые удивительные решения. Если все-таки суд будет беспристрастным, ориентироваться только на доказательства, представленные сторонами, то обжаловать решение реально, например, по процедурным вопросам (участие посторонних лиц, не являющихся жителями села, поддельные подписи, участие лиц, принадлежащих к церкви УГКЦ и т.д.) .

 

У нас свободная миграция религиозных общин

Были подобные случаи в украинских церквях (не обязательно православных), когда епархии (прихода) переходили двумя третями прихожан с патриархата к патриархату?

Вопрос не к юристу, но может также прокомментировать.
Прихода переходили, переходят и будут переходить. Причем в любых направлениях. Для украинского религиозного поля характерно свободная миграция религиозных общин. Значительное количество общин УПЦ КП, УАПЦ сформирована именно в результате изменения конфессиональной принадлежности общин. Общины УГКЦ к независимости, к выходу УГКЦ из подполья, были зарегистрированы как общины УПЦ. Есть такие общины, меняли подчиненность несколько раз, «перепробовав на вкус» все юрисдикции.

Епископы юридически не имеют власти над приходами

Позиция епископа не означает, что его поддержат все религиозные общины, которые находятся в его подчинении на территории его епархии. Он имеет власть каноническую, является авторитетом для верующих. Но юридически над ними он власти не имеет. Религиозная община не является подразделением или филиалом религиозного управления, и может по своему усмотрению решать вопрос конфессиональной принадлежности.

Поэтому не исключено, что если епископ УПЦ войдет в состав Единой Поместной Церкви, часть религиозных общин откажутся следовать за ним. Аналогично, епископ УПЦ, что является категорическим сторонником «русского мира», может остаться один на епархии — все религиозные общины в теории могут выйти из его подчинения и перейти в состав Единой Поместной Церкви.

О монастырях. Это отдельный вид религиозной организации. Законом предусмотрено, что монастырь может быть образован двумя путями: как религиозная община или путем учреждения религиозным центром или религиозным управлением. Обычно, в УПЦ это второй способ. Поэтому переход монастырей в Единую Поместную Церковь будет процессом значительно более длительным.