Вт. Июл 23rd, 2019

Не Париж: Порошенко готовит переворот

3d0b5c6f6d0f75848e27bdcdfba06eba_1542017706_extra_large

Президент Украины Петр Порошенко вернулся из Парижа, где принимал участие в торжествах к 100-летию завершения Первой мировой войны, другим человеком. И с другими идеями.

Смена расклада

Совет развития регионов стал масштабной акцией, где, гипотетически, Петр Порошенко должен был ответить на стратегические сигналы из регионов. Вместо этого фасад мероприятия носил характер презентации региональным элитам кандидата в президенты, отчего смысловое наполнение роднило его с несколькими форумами развития от лидера партии «Батькивщина» Юлии Тимошенко.

То, что обсуждали в кулуарах, сводилось к единственной цели – внесению региональных правок в проект госбюджета на 2019 год.

Вместе с тем, Петр Порошенко как действующий президент предпринял попытку предложить региональным элитам своего рода джентльменское соглашение. В значительной степени местные лидеры колеблются с поддержкой действующего главы государства по той причине, что не знают, каким он будет во втором сроке. Гарант предложил им эскиз светлого будущего: углубление и расширение децентрализации с внесением правок в Конституцию Украины, перераспределение бюджета в пользу регионов, моральную поддержку с спорах с Кабмином.

 Х-холодно

Отклик на эскиз Банковая получила во второй половине дня. В двух украинских городах возникли проблемы с поставками газа, иными словами, с отоплением. При высоком уровне проплат со стороны населения города Кривой Рог и Смила остались должны «Нафтогазу». Который — отрезал газ.

В Смиле объявлено чрезвычайное положение. В Кривом Роге – бунты и самозахват мощностей «Криворожгаза». В обеих случаях объектом критики является «Нафтогаз Украины». Достаточно связать НАК и Петра Порошенко, как его рейтинг будет окончательно погублен. Наступающие холода дают региональным лидерам возможность сыграть по-крупному с Банковой, набив себе цену и заодно попытавшись «огородить» рынок газа.

Это не значит, что на местах враждебны к Петру Порошенко. Это лишь значит, что в войне за перераспределение газового рынка ключевую роль отыграют не Киев, а именно регионы. И холодные бунты будут намного массовей, страшней и стихийней даже Майдана 2013-2014 годов.

Из Лютеции видать

В выступлении Петра Порошенко прозвучало сразу несколько любопытных тезисов. Первый: международные партнеры и эксперты дают высокую оценку нашим реформам, а люди в стране – нет. Следовательно, надо «разъяснять». Косвенно мы можем сделать вывод, что в Париже нашему президенту было в чем-то отказано, ссылаясь на низкую поддержку в обществе. Также прием «разъяснения» действий власти – излюбленный для нащих властных элит, так они обеспечивают агитацию за себя, да еще и за деньги избирателей.

Второй: президент показательно входит в открытый конфликт с премьером по поводу субсидий (не подпишу бюджет) при полном оправдании повышения цен на газ. Петр Порошенко желает оставить свой дубль с Владимиром Гройсманом, но быть в нем щедрым и справедливым дарителем высших благ: монетизации субсидий, защиты субсидиантов и т. п.

Осознает ли президент, что отделить себя от премьера в вопросе тарифов на газ, оправдывая это повышение, невозможно? Скорее всего, да. Но нужно выиграть хотя бы несколько очков и временно закрыть особо резкие выпады в свой адрес.

Третий: обещание поправок в Конституцию по децентрализации. О чем конкретно идет речь? Петр Порошенко не уточнил. Однако акцентировал внимание на необходимости региональных элит подать планы развития подведомственных территорий, и на ускорении покрытия всей страны ОТГ.

Планы на будущее

Судя по этим тезисам, действующий президент закладывает различные рычаги влияния на ситуацию в стране вплоть до 2021 года. Поскольку поправки в Конституцию (и местные лидеры это понимают) – дело эфемерное, потому что, внесенные в парламент президентом, они могут там и забуксовать (в том числе, с подачи того же президента).

Что касается ОТГ, это ни много ни мало как новая нарезка административных единиц и, соответственно, избирательных округов. А в перспективе – местные выборы, на которых, при случае, можно и отыграться. Кроме того, ОТГ могут создаваться и под конкретного, удобного власти, человека.

Если добавить к такой картинке планы по развитию регионов, о которых Петр Порошенко заговорил, чтобы, по его словам, понимать, на что и как на местный уровень «спускать» средства, картина вырисовывается туманная. Планы могут писаться и подаваться сколько угодно, деньги же выделяются бюджетом. И пока в Госбюджете не будет росписи, никакой план не получит и копейки.

Взятки гладки

А еще Петр Порошенко заговорил о монетизации субсидий. Что это может означать на практике? Во-первых, выглядит как легальная схема взяток за счет налогоплательщиков. Это когда абсолютно законно людям будут давать живые деньги в отмен на, опять же, эфемерную экономию энергоносителей. Под видом монетизации можно добавить средств конкретной семье. Членам которой, при случае, намекнуть, мол, видите, как власть заботится о вас.

Во-вторых, с помощью монетизации легко перераспределять колоссальные средства, в том числе, и в пользу «липовых» субсидиантов откачивать их на сторону. Перед выборами деньги никогда не лишние. В-третьих, монетизация куда эффективнее в плане сокращения количества получателей субсидий, чем нормативные «рогатки» и негласные инструкции на местах.

Итак. Петр Порошенко официально еще не определился со своим участием в выборах и предлагает местным элитам себя пока что в тестовом режиме. Это значит, что он, как минимум, на данный момент не уверен в админресурсе. И уверенность эта стала осознанной именно в Париже.

С ног на голову

Чтобы удержать лидерские позиции в рейтинге кандидатов в президенты, Петру Порошенко необходимо совершить нечто эдакое. Судя по перепалке между мэром Смилы и вице-премьером Геннадием Зубко на том же Совете развития регионов, в перекраивание админединиц и перетасовку местных элит активно вклиниваются и другие силы. Такая ситуация дает действующему президенту шанс «нажать на порядок», а для этого требуется переворот в головах. Поскольку такой переворот – дело не одного месяца, единственный путь – жонглирование полномочиями.

Что и анонсировал премьер-министр Владимир Гройсман. И если президент Петр Порошенко, безоговорочно веря в свою победу, все же готовит запасной плацдарм, таковым может стать премьерство. Данный вариант хорош тем, что, помимо прочего, компенсирует давнюю обиду Петра Порошенко. В таком случае, инициатива о расширении полномочий Кабмина, которую озвучил в Верховной Раде в пятницу, 9 ноября, Владимир Гройсман, получает логическое объяснение. Для осуществления плана Петру Порошенко достаточно прийти вторым. Особенно если первым придет Юрий или Ирина Луценко.

Лилия Брудницкая, эксперт ЦСП «ВыбоР»