Вт. Фев 19th, 2019

Конфета в шоколаде: зачем в Конституцию Украины внести поправки о ЕС и НАТО

d09a1c4f53aa6619840f9bd7b62ced94_1549533732_extra_large

В Конституции Украины отныне закреплен курс на ЕС и НАТО., чем как минимум отодвинули во времени желанные события. О том, что вероятность разворота высока, косвенно свидетельствуют и сами поправки, и особенности их голосования.

Утро начиналось солнечно. Председателя фракции БПП, считающейся пропрезидентской, Алексей Гончаренко перед утренним пленарным заседанием Верховной Рады, где и были приняты поправки в Конституцию Украины, спрогнозировал результативность голосования. Между тем, первый час работы парламента в четверг, 7 февраля, не давал поводов для оптимизма: с резкой критикой инициативы президента Украины Петра Порошенко выступили лидеры парламентских фракций «Батькивщина» и «Радикальная партия Ляшко». Юлия Тимошенко и Олег Ляшко. В выражениях они не стеснялись. Юлия Тимошенко: «Президент начал использовать святые для украинцев вещи». Олег Ляшко: «Реальная евроинтеграция – благосостояние людей… Вы идете в Европу через Африку!»

Любопытную версию высказал лидер фракции «Оппозиционный блок» Вадим Новинский: «С юридической точки зрения, предложенные президентом изменения в обход референдума являются узурпацией власти».

Но вот в дважды заблокированную в то утро Верховную Раду прибыл президент Украины. Петр Порошенко говорил сжато и нервно, видимо, помня «холодный душ» в день голосования о военном положении: «Давайте сбережем Украину от кремлевской напасти!»

В чем же суть поправок? Принятым 335 голосами «за» документом Преамбула Конституции Украины в части «заботясь об укреплении гражданского мира на земле Украины» формулировкой «и подтверждая европейскую идентичность Украинского народа и необратимость европейского и евроатлантического курса Украины».

Соответственно скорректированы полномочия центральных органов власти. Например, Верховная Рада, помимо определения основ внешней и внутренней политики, реализует стратегический курс государства на ЕС и НАТО, а президент «является гарантом» его реализации. И Кабинет Министров «обеспечивает реализацию» данного курса. Важно, что исключается Глава 15 «Переходных положений», в котором речь идет об использовании военных баз для временного пребывания иностранных военных формирований исключительно на условиях аренды в соответствии с договорами, ратифицированными ВР.

Главное значение поправок не столько в закреплении курса на ЕС и НАТО, сколько в перераспределении полномочий. Для парламента полномочия сужаются: определение внешне и внутриполитического курса Украины шире, чем их составляющая, — курс на ЕС и НАТО. У президента полномочия расширяются: он выступает гарантом нового курса и поэтому может на этом основании отныне оспорить любое решение Верховной Рады, что еще сильнее перекосит и так разбалансированную властную систему Украины. Исключение их переходных положений блока об иностранных войсках уничтожает прерогативу Верховной Рады давать согласие на базирование иностранных войск в Украине, пусть и временно. Теоретически, на основании поправок, внесенных в Конституцию Украины 7 февраля, у парламента могут оспорить его право ратифицировать соглашение о допуске иностранных войск в Украину (для совместных учений, например). Таким образом, весь военно-армейский цикл замыкает на себя президент Украины.

С высокой вероятностью можно сделать вывод, что истинная цель поправок в Конституцию все же заключается в перераспределении полномочий: в итоге, поле для решений Верховной Рады в сфере внешнеполитического курса сужается. Предвыборный эффект от поправок, к которому привлекают внимание многие эксперты, является всего лишь бонусом к расширению преференций и реальной власти действующего президента Украины.

Часть окружения которого, возможно, готовит разворот или заинтересован в этом. В тот же день Верховная Рада приняла закон о запрете российским наблюдателям, «а также всем тем, кого порекомендует Россия», работать на украинских выборах. И если поправки в Конституцию о ЕС и НАТО были позитивно встречены и ЕС, и США, то в этом случае реакция западных политиков была не столь однозначной. Что вызвало раздражение в пропрезидентской фракции украинского парламента. Упоминаемый нами Алексей Гончаренко после голосования, комментируя неоднозначную реакцию европейских послов и политиков, заметил: «Какое им дело, куда мы хотим, что мы у себя решили? Не им указывать нашим депутатам, что им решать». Раздраженных реплик не избежал и спецпредставитель США Курт Волкер, в недавнем прошлом – непререкаемый авторитет для украинских политиков.

Вернемся к поправкам в Конституцию. Еще один эффект от них – блокирование реинтеграции Донбасса обратно в Украину. Как известно, самый низкий уровень поддержки курса в ЕС и НАТО в Украине до 2014 года наблюдался как раз в регионах Донецка и Луганска.  Несомненно, руководство непризнанных «Л\ДНР» построит на данном решении Верховной Рады Украины пропагандистскую конструкцию, пугая население «украинизацией и НАТОзацией». Не исключено, такое решение украинского парламента в чем-то и выгодно нынешним лидерам «Л\ДНР».

Но в чем выгода сторонников евроинтеграции и вступления в НАТО, которые одновременно высказывались и за возвращение Донбасса в Украину? Гипотетически, выгода одна: блокировать все «мирные планы», которые могут возникать как в украинском, так и в западном политикуме. Косвенно поправки пролонгируют вооруженный конфликт на Донбассе, поддерживая украинских политиков-сторонников силовой победы над Россией.

Также пропрезидентское окружение, нацеленное на второй срок Петра Порошенко, пытается переломить ход агитационной кампании в сторону внешнеполитических вопросов, отодвигая социальные, где у действующей власти успехи скромные, на второй план.

Но есть еще один нюанс. Закрепляя в основополагающем государственном документе определенный внешнеполитический курс, украинская власть не только обязывается, но и обязывает. Конкретно – Евросоюз и НАТО – поддерживать Украину. Хотя интересы Евросоюза и Альянса могут измениться, украинский президент всегда сможет сослаться на Конституцию и обвинить западных партнеров в предательстве. В этом случае, Украина получает рычажок для манипуляции западными политиками или хотя бы минимального влияния на них.

При этом даже при фактическом развороте на Россию украинский президент всегда сможет сослаться на закрепление поправок в Основном законе как на доказательство своих евроинтеграционных устремлений. И, если прямо его инициативы не будут противоречить зафиксированному курсу, доказать обратное будет невозможно.

Проблема всех благих поправок в Конституцию Украины одна: они не работают и – в отдельных случаях – сами же Конституции и противоречат.

Лилия Брудницкая, эксперт ЦСП «Выбор»

Фото пресс-служба президента Украины