Вт. Июн 25th, 2019

Обертка и конфетка: на что Зеленский подловил депутатов

fa87b7ddb8de811818d79159c2d18a9e_1558431331_extra_large

Президент Украины Владимир Зеленский торопится с парламентскими выборами, хотя досрочная гонка в равной мере выгодна и его прямым оппонентам. Ключ к пониманию ситуации – в тексте законопроекта поправок к закону о выборах.

Перечисленные поправки: снижение проходного барьера до 3%, открытые списки и ужесточение императивного мандата. В такой конфигурации (проекта на сайте Рады еще нет) комбинация выглядит следующим образом.

Во-первых, де факто увеличение доли мажоритарки для успокоения «мажоров», заботливо прикармливавших свои округа. Акцентируя на открытых списках с региональной привязкой, инициаторы поправок усиливают представительство регионов.

Во-вторых, снижение барьера на 2%. Формально партии получают облегченный доступ в Верховную Раду. Если будут разрешены блоки, мини-проекты получают удивительные шансы на парламентское представительство. Это взятка фракции РПЛ и не оформленным в группы, но имеющим своих депутатов партиям, которые балансируют вблизи 2-3%, но не дотягивают до 5% и не имеют ресурсов для преодоления такого барьера.

В-третьих, вскользь упомянутый императивный мандат. Изменения таковы: при выходе из парламентской фракции народный депутат, избранный от данной политсилы, теряет мандат. Даже в том случае, когда его исключают.

Что мы имеем в итоге?

С одной стороны, усиление роли политических партий, которыми охвачены не более тех же 4%, которые, по различным данным, доверяют и ВР 8 созыва. Следовательно, уровень доверия к парламенту сохранится на низком уровне.

С другой, мандатное рабство: отныне инвесторы политических брендов не желают рисковать, если они финансируют конкретных лиц в партии или конкретную партию, им требуется уверенность, что, пройдя в парламент, люди банально не разбегутся и не перекупятся. Таким образом, станет невозможным внутреннее переформатирование депутатского корпуса. А это значит, что маленькие партии в обмен на мандат вынуждены будут раствориться в больших. Даже если много маленьких проектов объединятся в блоки, им придется соответствовать общему бренду весь срок полномочий ВР.

Это значит, заинтересованные в досрочных выборах лица не уверены в формировании одно- или двухпартийного большинства при старом законе о выборах. Однако жесткая привязка депутатов к партийному руководству приведет к  осложнениям в поиске голосов в различных ситуациях. Что, в свою очередь, повлечет роспуск следующей Верховной Рады и новые досрочные выборы.

Поэтому если у депутатов не атрофировался инстинкт самосохранения, они не пойдут на снижение барьера в обмен на ужесточение императивного мандата. А если атрофировался, Верховная Рада в среднесрочной перспективе никогда не будет пользоваться доверием более чем 4% украинских граждан, так как, повторюсь, партиями охвачено едва ли большее количество электората и, в силу этого, партии не представляют весь спектр интересов избирателей.

Судя по первой реакции, инстинкт самосохранения не атрофировался. По крайней мере, две парламентские фракции требуют отмены мажоритарки, а не финта с открытыми списками.

Лилия Брудницкая, эксперт ЦСП «Выбор»