Пт. Авг 23rd, 2019

Сумма технологий: как «Слуги…» победили и что в итоге получили

novye-vybory

Триумф «Слуги народа» в мажоритарных округах опрокидывает не только закрытые социсследования последних дней кампании, но и новые представления об инструментарии победы. Как победили «Слуги…»?

Соблазн диджитализации

Связав на президентских выборах победу Владимира Зеленского с нетипичной кампанией в Интернете, на досрочных парламентских фигуранты и заинтересованные лица принялись усердно копировать президента Украины. И – проиграли.

21 июля сработали не Интернет и видеоролики, а совершенно другие факторы.

Во-первых, те же, что и в президентскую кампанию. У этой группы факторов есть имена и фамилии, некоторые очень звучные.

Во-вторых, традиционные каналы массовой коммуникации. То есть, телевидение. Как-то выпало из поля внимания, что Зеленский добился резкого взлета рейтингов благодаря телероликам и в своеобразной дуэли с тогда еще действующим гарантом Петром Порошенко.

Интернет – процентов нет

Поэтому если мы предположим, что акцент на диджитализации в кампании Зеленского как на единственном факторе успеха, являлся не более чем ширмой для настоящих технологий успеха, вряд ли ошибемся.

В пользу этого – крах партий, мощно уснастивших своей рекламой все мыслимые и немыслимые площадки Интернета. Это «Украинская стратегия», «Батькивщина» и особенно «Самопомощь» и РПЛ. В то же время, имеющая влияние сразу на три ТВ-кнопки «ОП-ЗЖ» получила второе место, а «ЕС» с двумя ТВ-кнопками – третье.

Вроде бы противоречит этим выводам взлет партии Шария. Но агитаторы Шария активно «засвечивались» на реальных предвыборных мероприятиях, транслируемых ТВ. Один Интернет дал бы не более 1-1,5% голосов.

Сюрпризы среднего среза

Неожиданностью стала победа кандидатов от «Слуги народа» в мажоритарных округах, особенно в Киеве. Внутренняя штабная социология показывала совершенно другую картину. Тем не менее, в некоторых округах мандат получат люди, посещавшие подведомственную территорию изредка и не всегда в физическом облике (листовки, бигборды). Получается, правы были те, кто на старте кампании утверждал: проголосуют и за обезьяну, если она от Зе?

Не совсем так. Насколько можно судить, бренд «Зеленский» сыграл во многих случаях, но не менее важными были и связи с влиятельными людьми на округах. Этого удалось достичь за счет сотрудничества с местными активами других партий. Например, призабытого УКРОПа, чьи активисты вошли в мажоритарные списки «Слуги…». Или других сил.

Проблемы партстроительства

Иными словами, если лидер партии полагает, что у нее разветвленная сеть ячеек на местах, он\она ошибается: ячейки могут играть и свою игру. Эти процессы полускрыты, поэтому судить о масштабах сложно, но старые разветвленные партии теперь в тупике: ареопаг оказывается в обратной зависимости от местных ячеек, которые будут требовать денег или «мы сами по себе», и руководство вынуждено будет искать допфинансирование, что скажется на идеологемах и подтолкнет часть актива к миграции.

Я вам покажу!

Если говорить о смысловых технологиях, картинка окончательно победила смысл. Предвыборный чёс Владимира Зеленского по регионам обеспечил резкий взлет рейтинга «Слуги народа». Но и здесь есть особенность.

Мы указывали на слияние Зеленского с его сериальным Голобородько. На досрочных парламентских выборах произошло еще одно – президент подменил собой целую партию. На его фоне кампания Дмитрия Разумкова была, мягко говоря, никакой. Таким образом, президент замыкает на себе монобольшинство. Одновременно создается обратная зависимость: рейтинг блеклой партии полностью определяется рейтингом президента. Это значит, партия вынуждена будет работать на президента, а лидер партии станет легко заменяемым.

Сходный тренд был у «Единой России» (РФ), у Партии регионов Украины, «Нашей Украины», «Батькивщины», а также у БПП-«Солидарности». УДАРа, РПЛ и «Самопомощи». Так что, лидерский тип «Слуги народа» обусловлен солидной чередой аналогичных проектов в украинском политикуме, да и в российском тоже. Поэтому Зеленский просто вынужден был устроить предвыборную гастроль.

Погоня за харизмой

Что будет дальше: Если монобольшинство назначит досрочные местные выборы, «Слуги…» еще раз сыграют на высоком рейтинге Зеленского и возьмут большинство округов. Сложится властная самозамкнутая пирамида, где остальные партии (все без исключения!) будут играть роль статистов.

Этому способствует мода на актеров в лидерах. Как и осле президентской кампании, после досрочной парламентской ведущими технологиями станут публичные ссоры с чиновниками и вышучивание оппонентов. Однако партии, которые таким образом обновят инструментарий, заведомо проиграют: их не будут воспринимать всерьез на внешних площадках, от них откочует значительная часть ядерного электората, а новые симпатики, как показывает динамика колебания рейтингов «Слуги…» с июня по июль 2019 года, очень нестабильны, их нужно постоянно подпитывать новыми впечатлениями. Классический пример такого генезиса – Олег Ляшко и его РПЛ.
Это не мода на популизм, как утверждают ряд исследователей. Это закономерная психологическая усталость социума от «серьезных разговоров», которые не дают результата, и это конечная точка так называемого антиМайдана в голова. Если раньше люди верили, что могут что-то изменить, то сейчас люди стремятся отмахнуться от собственных коллективных прав, одновременно зло подшучивая над самими собой, такими наивными майданными идеалистами.

Однако любой студент-психолог понимает, что за апатией, если нет улучшений условий жизни, следует агрессия. А это совершенно другие технологии. У которых, уж точно, будут имена и фамилии, и даже звания.

Лилия Брудницкая, эксперт ЦСП «ВыбоР»