Вт. Дек 10th, 2019

В Украине возможны еврейские погромы, но не из-за евреев

antisemitis_icons000

Украина даже на фоне мультикультурной Западной Европы долгие годы постсоветского периода была образцом толерантности и веротерпимости. Однако свинья в гробу под Верховной Радой как перформанс протеста аграриев против рынка земли вызывает обеспокоенность, как и шестиконечные звезды с подписью одного кондитерского бренда, связанного с влиятельным украинским политиком. В Украине в прошлом веке были еврейские погромы. Возможны ли они сейчас?

Как считает ведущий научный сотрудник Института истории Украины НАНУ Андрей Мартынов, вероятность есть. В комментарии ЗамПолиту он обратил внимание, что «бытовой антисемитизм является универсальным инструментом переключения общественного внимания с одних конфликтных тем на другие».

Удобно примкнуть к антисемитам

Как подчеркнул Андрей Мартынов, антисемитизм может быть привлекателен для многих тем, что может дать возможность, не меняя методов, подняться по социальной лестнице:

— Еще В.С. Высоцкий в «Песне антисемита» описал социальный механизм этого явления: «Зачем мне считаться шпаной и бандитом, не лучше податься мне в антисемиты. На их стороне хоть и нету законов, поддержка и энтузиазм миллионов. Решил я и значит кому-то быть битым, но надо узнать, кто такие семиты. А вдруг это очень приличные люди, а вдруг из-за них мне чего-нибудь будет. Но друг и учитель алкаш в поколенье сказал, что семиты — простые евреи и это такое везение, братцы, теперь я спокоен, чего мне бояться. Я долго крепился и благоговейно всегда относился к еврею Эйнштейну, народ мне простит, но скажу я невольно, куда отнести мне Авраама Линкольна. Средь них пострадавший от Сталина Каплер, сред них уважаемый мною Чарли Чаплин, мой друг Рабинович и жертвы фашизма, и даже основоположник марксизма».

Это было

Исторически гнев от социального неблагополучия в Украине, напоминает Андрей Мартынов, традиционно направлялся на евреев. Правда, в 2014 г. появился гибридный термин «жидо-бандеровец», который частично нивелировал бытовой антисемитизм в уличных радикальных акциях, ситуационно перенаправив гнев на «москалей».

Шипы бедности

Но не сразу и не вдруг же люди вдруг могут обозлиться на представителей одного народа? Как полагает Андрей Мартынов, неблагополучные социально-политические условия (уличное насилие, отсутствие государственной монополии на насилие, антисемитская пропаганда) могут сделать антисемитские лозунги «боевыми символами» условного «аграрного майдана»:

—  Этническая принадлежность наибольших собственников земли может объединить недовольных в поисках виноватых за их беды. Непосредственным поводом к антисемитским выходкам могут быть и попытки реализации Минских соглашений. Реакция власти на гипотетические радикальные протесты зависит от степени подконтрольности власти силовых структур. Слишком много в Украине остается незаконных военизированных формирований, чьи силы сопоставимы с возможностями официальных силовых структур. Поэтому реакция власти может быть беспомощной, ведущей к анархии и хаосу.

АнтиЖ…Майдан: кто и чем рискует

Поэтому, гипотетически и, надеемся, с очень малой вероятностью, но антисемитский Майдан возможен. Если власти ожидают взрыва социального недовольства, то очень удобно перенаправить его в безопасное (для власти) русло. Андрей Мартынов, смоделировав по наше2 просьбе подобный Майдан, усмотрел такие риски:

— Непосредственный риск гипотетического майдана под антисемитскими лозунгами заключается в окончательной потере контроля за общественно-политическими процессами, что может привести к региональной дезинтеграции территории Украины. Любые антисемисткие и расисткие выходки могут создать очередные поводы для российских, израильских, европейских средств массовой информации говорить об «исторической укорененности украинского антисемитизма», что неизбежно может закончиться международной изоляцией Украины. Черчилль пояснял отсутствие антисемитизма в Великобритании тем, что англичане не думают, что они глупее евреев. Остается надеяться, что украинцы понимают смысл собственной пословицы, «когда паны дерутся, у холопов чубы трещат» и не будут таскать каштаны из огня для инициаторов любых антисемистких выходок.

ЗамПолит

На фото: предположительно, на фреске изображены гонимые евреи.