Пт. Янв 24th, 2020

Ставка троечника: зачем Верховная Рада продлила на год закон об особом статусе Донбасса

4420FFAB-393D-4010-BDAD-EA60497040A9_w650_r1_s

Депутаты на внеочередном заседании парламента не просто законсервировали ситуацию на Донбассе, но и отбросили Украину в этом вопросе на несколько лет назад.

Верховная Рада продлила на один год закон об особом статусе Донбасса, не внеся практически никаких корректив в него. Однако накануне разразился скандал с некорректным переводом коммюнике встречи в Париже 9 декабря, который проливает свет на причины такого поспешного решения.

Напомним, в Офисе президента опубликовали перевод коммюнике, подменив формулировки «правовые аспекты» и «особый статус» Донбасса упоминанием о законе об особом статусе Донбасса. Между тем, коммюнике предусматривает внесение поправок в Конституцию Украины и бессрочность закона об особом статусе Донбасса как обеспечение и гарантию реализации предполагаемых поправок.

Ранее, комментируя итоги встречи в нормандском формате в Париже, мы отмечали, что украинская сторона получила своего рода конкретное домашнее задание, которое не собирается выполнять в полном объеме. Голосование 12 декабря в Верховной Раде подтвердило эту версию.

На фоне пиара успешности поездки президента Владимира Зеленского в Париж 9 декабря удалось собрать требуемое количество голосов под технический законопроект, который формально является выполнением коммюнике встречи в нормандском формате и вроде бы создает предпосылки для новой встречи Н4 в марте-апреле 2010 года.

Однако, по нашей версии, пролонгация закона об особом статусе Донбасса – это ни о чем. Формально выполнив один пункт парижского «домашнего задания», Зеленский получает пространство для маневра.

В команде Зе отлично знают, что пролонгация закона не будет воспринята «ЛДНР» как сигнал к достижению мира. То есть, Донбасс не согласится на годичное продление закона об особом статусе, которое не гарантирует, что парламент продлит его и далее или вообще не отменит до истечения 2020 года. Действительной гарантией были бы конституционные поправки и под них новый, бессрочный, закон о статусе Донбасса.

И вот здесь Зеленский начинает игру. С одной стороны, Ирина Верещук в комментарии СМИ предполагает разработку нового закона об особом статусе Донбасса. С другой, в любой момент президент может увильнуть и от нового закона, и от внесения поправок в Конституцию Украины об особом статусе Донбасса, сославшись на общественные настроения. Которые, как показали акции протеста 7-9 декабря в Киеве, будет кому организовать и обеспечить. Кроме того, игры со статусом Донбасса позволяют опосредованно, но все же влиять и на настроение тамошних властных кругов.

Это классическая тактика троечника: не следовать предписанным правилам, а искать лазейки в них в свою пользу. То, что Зеленский не собирается в полном объеме выполнять коммюнике, прекрасно понимают и в Германии, и во Франции, и даже в России и США. Чтобы вообще не возникало сомнений, и была допущена ошибка перевода на официальном сайте президента Украины.

Суммарно все это позволит Зеленскому продолжать буква в букву тактику Порошенко по Донбассу минимум до президентских выборов в США. Как ни парадоксально, это может быть выгодно и России, ведущей свою игру с Донбассом и манкирующей им в диалоге со Штатами.

А вот Меркель и Макрон оказываются в неудобной позиции людей, виновных в том, что пошли на переговоры с собеседниками, явно не способными ни поддержать серьезный тон, ни выполнить взятые обязательства, ни даже осознать их.

Впрочем, дуракаваляние Зеленского в этом случае может сыграть позитивную для него роль. С такого президента, как говорится, взятки гладки.

Лилия Брудницкая, эксперт ЦСП «Выбор»