Вт. Июл 7th, 2020

«Орлы» оторвутся: к чему приведет такое сокращение депкорпуса

politic015
Когда приходят такие новости, всегда хочется прокричать: «Но ведь было же уже, было! Сколько же можно наступать на грабли, господа?!»
Связать несвязуемое

Теперь по содержанию. К большому сожалению и стыду юристов-конституционалистов у нас в стране при подготовке самых важных решений, к которым, несомненно, относятся и изменения Конституции, нарушаются самые простые правила нормотворческой техники. В частности, одно из них гласит: каждый законопроект должен иметь свой предмет. Иными словами: нельзя в один законопроект запихнуть и коней, и людей. Но многим неискушенным (в том числе и политикам) кажется, что так будет легче: «А давай мы все позаписываем в этот замечательный закон – и проголосуем всё сразу!» На самом же деле: чем больше предметов правового регулирования запихнули в проект – тем ниже вероятность его позитивного голосования, потому, что кому-то из депутатов может не понравиться одно, кому-то другое – и количество голосов тает с каждым новым предметом, который включили в законопроект.

Так и в нашем случае. Ведь, казалось бы: всем понятно, что сокращение конституционного состава парламента никак не связано с тем, будет ли пропорциональная или же смешанная, или даже мажоритарная система выборов народных депутатов. Тем более, что вопрос избирательной системы Конституцией до сих пор не регулировался (есть ли нужда регулировать его именно в Конституции? из пояснительной записки к законопроекту такой вывод не напрашивается). Но нет же: мы видим в таком важном законопроекте сразу несколько предметов: и сокращение конституционного состава парламента, и определение избирательной системы и даже регулирование требований к народным депутатам.

Раздробить и продвигать

Это исключительно плохая практика, которая всегда имела своим следствием горы мертвых законопроектов и простаивающие годами и десятилетиями нужные реформы. Вот и сейчас видим, что законопроект был поддержан лишь 236-ю голосами – явно маловато поддержки для внесения изменений в Конституцию, особенно учитывая наличие монопольной политической силы в парламенте. А причина ведь чисто техническая, её можно предугадать и не допустить: подготовить несколько законопроектов и продвигать их. Может не все, но часть будет принята. А раз этого нет, то какой отсюда вывод? – Либо в офисе Президента сидят дилетанты (внес на рассмотрение парламента законопроект именно Президент), либо же нет, на самом деле, желания сокращать количество народных депутатов. А коли так, то вряд ли этот законопроект будет проголосован. В этом случае пострадает имидж Президента: имея монобольшинство, он не способен провести через парламент свой ключевой законопроект….

Народ высказался — 20 лет ждать

Что касается самого сокращения количества депутатов, то этот вопрос выносился на общенациональный референдум 2000 года. И тогда народ высказался однозначно: конституционный состав парламента – 300 народных депутатов. Решение было принято народом, и если Украина – демократическая страна, как это гласит статья 1 Конституции, то дальше это решение должно было бы быть имплементировано парламентом. Но, тогда политическая элита показала, что мнение народа ей не интересно – «сами с усами»! Решение было отложено, как оказалось, на 20 лет. И сейчас очень важно чтобы оно было проголосовано парламентом не столько для уменьшения расходов на содержание парламента, сколько для выполнения воли народа и утверждения Украины как демократической страны, где решения народа исполняются, а не игнорируются его представителями.

Уйдут в отрыв и не вернутся

Что же до пропорциональной системы выборов, то она была уже опробована на практике в 2006 году. На выборы пошли только партии,  никаких мажоритарщиков. В результате: чем ближе к столице – тем больше депутатов, ведь политическая элита живет не на хуторе близ Диканьки, а в Киеве и окрестностях. Получили полную оторванность парламента от народа, ситуацией в провинции никто не интересовался. Были эти новации во времена Ющенка. В 2010 году получили Януковича президентом.
Неизвестно: чего добивается Зеленский? – Чтобы его «орлы», многие из которых и так непричастны к реальности, окончательно улетели в мир виртуальной политики? Это очень пагубный подход, который может иметь самые тяжкие последствия и для страны, и для «Слуги народа», и лично для Президента.

Василий Мельничук, частный эксперт