Сб. Сен 26th, 2020

Кому корона, а кому СOVID: как карантин переворошит киевскую власть

84063937_922068551583542_4719326166677192704_n

На второй день карантина украинские граждане смогли оценить не только качество реформированной медицины, но и работу власти. первые 48 часов показали, что основной удар недовольства шарахнет по местным властям. Классический пример – Киев.

Метро раздора

Самая острая проблема для городов-«миллионников» — остановка метрополитена. Работа метро была прекращена во исполнение постановления КМУ. Мэр Харькова Геннадий Кернес, понимая, чем грозит перекрытие главной транспортной артерии мегаполиса, даже взбунтовался и заявил, что не будет выполнять постановление. Затем передумал.

В Киеве открытого бунта не было до середины среды, 18 марта. Первые же часы без метро в этот день сразу показали глубину транспортного коллапса: на брифинге руководство «Киевпастранса» в ответ на вопрос об отсутствии дублирующих ветки метро наземных маршрутов заявило о том, что такие маршруты «будут разрабатываться». К вечеру список маршрутов был оглашен КГГА.

Игра в пассажиров

Первая половина четверга, 19 марта, продемонстрировала, что и дублирующих маршрутом недостаточно.

Предвидя это, секретарь Киевсовета Владимир Прокопив еще 18 марта рискнул заявить о том, что рассматривается возможность частичного возобновления работы метрополитена. В тот же день, вечером 18 марта, мэр Киева и глава КГГА Виталий Кличко опроверг вероятность, заметив, что лицо, сделавшее такое заявление, не компетентно в вопросах транспорта. В четверг, 19 марта, Кличко повторил эту фразу на брифинге.

Раскол на Крещатике?

Можно предположить, что ща метро центральная власть крепко «подвесила» власть киевскую. С одной стороны, председатель КГГА действительно не может отменить постановление КМУ. С другой, не исключено, Кличко на уровне Киевсовета пытается подготовить «вариант Б», согласно которому, или по решению горсовета, или по ходатайству в Кабмин работа метро частично разблокируется. Вероятно, аргумент такой – снять напряженность. Если Кличко ни сном ни духом о мыслях Прокопива, значит, на уровне Киевсовета мэру и главе КГГА формируется ситуативная оппозиция. Ведь большинству депутатов Киевсовета понятно, что долго продержаться без метро мегаполис, да еще с гроодами-спутниками, не сможет.

Третья сила

Свою игру ведет, судя по действиям Нацполиции, министр внутренних дел. Полицейские в Киеве строго контролируют масочнй режим и количество пассажиров в наземном транспорте. Причем, что интересно, если в постановлении КМУ речь идет о й0 пассажирах только для маршруток (прочий наземный транспорт – до 20 человек), то сотрудники Нацполиции строго выдерживают норматив в 10 человек в любом транспорте в Киеве. 19 марта пока предупреждения, а с 20 марта полицейские начнут выписывать многотысячные штрафы.

При этом кто-то скупил маски, создав дефицит.  За отсутствие маски в общественных местах рядового гражданина тоже могут штрафануть. А все претензии людей — перенаправляться на местную власть. Уже сейчас растет волна возмущения тем, что коммунальные районные управляющие компании публикуют фотки с дезинфекций подъездов домов, но реально это только для немногих многоквартирных зданий.

Невыученные уроки

К кому у людей возникнут вопросы? Конечно, к мэру. И, строго говоря, его вина есть: транспортная инфраструктура мегаполиса была выстроена вокруг метро, наземные маршруты прокладывались между станциями. Вероятно, киевская власть не допускала мысли, что метро будет закрыто. Есть опыт 2014 года. 18 февраля 2014 года  председатель КГГА Владимир Макеенко закрыл метро. А узе 20 марта вынужден был открыть.

На всякий случай, в марте 2020 года столичные чиновники запустили дезинфекцию метро. Были телесюжеты, Ясное дело, были и фотки в соцсетях. То есть, готовили метрополитен к работе в период карантина.

И вдруг – упс. Кто вне критики? Президент Украины. Премьер-министр. Верховная Рада. Иными словами, центральная власть. А местной не позавидуешь. Особенно киевской.

Политические последствия

Сейчас у Кличко несколько вариантов. Оставить все как есть, надеясь, что скоро карантинные тяготы забудутся и он сохранит свой рейтинг. Идти на поклон к Денису Шмыгалю и Владимиру Зеленскому и договариваться.

И последний вариант – взбунтоваться, сфоомировав из мэров городов-«миллионников» фронду.

В свое время Леониду Черновецкому очень повредил неубранный снег на улицах столицы. Владимира Кличко, возможно, подкосит именно метро.

И, как следствие, усилится зависимость местных властей от центральной. Не захотели префектов – получите карантин.

Кандидаты в Кличко

Косвенно об использовании карантина в политических целях давления на местные власти свидетельствует осторожное примеривание партиями потенциальных кандидатов в мэры Киева. Стремительно наращивает присутствие в СМИ Алексей Гончаренко («ЕС»). Активничает на киевском направлении Алексей Кучеренко («Батькивщина»). От «Слуги народа» пока что такой не просматривается, однако, очень скоро появится, — на пике недовольства парализованным метро и транспортной ситуацией в столице.

На этом фоне особый интерес приобретает выступление Владимира Прокопива. Очень может быть, что, с одной стороны, возвращение Леонида Черновецкого, с другой, какие-то договоренности с ОПУ дают возможность противопоставить Виталию Кличко секретаря Киевсовета с целью выяснить, как он справится с пиаром. Пока что у «Прокопив – Кличко» счет «1:0». И брифинг 19 марта лишний раз подтверждает, что в киевской кличковской команде, минимум, разлад.

Прокопиву достаточно добиться возобновления работы метро, хотя бы частично, — и все, он получает стартовый рейтинг для похода в мэры Киева.

ЗамПолит