Аваков, Шмыгаль, Зеленский, Бондаренко, Кличко, — игра на вышибание

Майдан в Украине не обязательно скопище народа на центральной площади страны. В условиях жесткого карантина в Украине события развиваются по предмайданному сценарию, что и доказал понедельник, 4 мая.
Предварительный разогрев.
- Кабмин, стараясь перехватить инициативу протестов МСБ, созывает внеочередное заседание о вносит поправки в «карантинное» постановление №211, фиксируя некоторые послабления с 11 мая, но продлевая сам карантин до 22 мая.
- Мэр Черкасс Анатролий Ьондаренко при поддержке ультраправого Нацкорпуса открыто выказывает неповиновение центральной власти. мэр Киева Виталий Кличко идет на переговоры в Кабмин, где сталкивается с Аваковым и получает вежливый нагоняй от премьера Шмыгаля в ответ на просьбу дать полномочия на места.
- Шмыгаль говорит об адаптивном карантине и о солидарной ответственности, — за вспышки ковида на местах будут отвечать местные власти, хотя решение о смягчении или ужесточении принимает центральная.
- 1-2 мая в юго-восточных регионах первомайские одиночные акции (советский флаг в Одесской области вывесили, флаг Украины в Запорожье сорвали). В западных регионах под лидерством Бондаренко «козацький протест».
- Бондаренко открыто вызывает Зеленского на публичный диалог (аналогия с вызовом Зеленским Порошенко на публичные дебаты на стадион).
- Аваков заверяет Шмыгаля в эффективности карантина. Сам премьер утверждает, что «большинство украинцев за карантинные меры», пытаясь противопоставить протест МСБ мнению «большинства граждан».
- Правительство не озвучивает ни одного аргумента в пользу продления карантина, ни одной фамилии профессионала в области эпидемиологии и вирусологии, кроме сомнительных цифр сомнительной статистики, предоставленной неизвестно какой структурой.
Политическое сопротивление
Анатолий Бондаренко публично демонстрировал, что не боится допроса в управлении Нацполиции по уголовному делу об отмене карантина. Однако в понедельник, когда он пришел на допрос в сопровождении сторонников, оказалось, его не пожелали впустить в здание управления НПУ. При этом сам мэр, как оказалось, скандального решения не подписывал, поскольку был в отпуске. Т. е. активисты + подпись зама = Бондаренко на всякий случай себя обезопасил. ОН не был уверен, состоится допрос или нет.
После срыва допроса (что могло быть исключительно с негласной санкции министра внутренних дел) в риторике мэра Черкасс зазвучали политические требования, рьяно поддержанные Нацкорпусом. Если Бондаренко не боится Авакова, значит, они играют в связке. Судя по всему, Авакова он не боится и заранее знал, что допроса не будет.
Вечером в понедельник начинается ТВ-раскрутка Бондаренко как лидера антикарантинного протеста и одновременно вождя местной фронды. Во второй половине дня солидарность с ним выразили «Батькивщина» (ЮВТ попутно отбивалась от скандала с долларовым миллионом), ВО «Свобода» и Нацпорпус, а также мэры западной региональной «дуги» Руслан Марцинкив (Ивано+Франковск) и Андрей Садовый (Львов).
Выводы: схватка потоков
- Формируется западная дуга антикарантинного протеста с ультраправыми идеологемами. Что автоматически отсекает ей ресурс в виде антикоронавирусного протеста по юго-восточной дуге (Одесса-Николаев-Херсон-Мариуполь-Запорожье), откуда, собственно, и пошли первые протесты фермеров и рыночных торговцев. «Козацкого» протеста Бондаренко центральная власть не боится по этой причине. По той же причине Аваков пока играет на две доски: прямо пропагандируя жесткий карантин, непрямо подыгрывает Бондаренко через Нацкорпус.
- Дальнейшее зависит от юго-восточной дуги и от центральных регионов. Виталий Кличко, после неудачных переговоров в Кабмине, последовал примеру Бондаренко и анонсировал разрешение торговать кофе на вынос, чем лишь разозлил МСБ. Киев стратегически важен для центральной власти, но, похоже, Банковая теряет контроль над столицей. Юго-восток — и риск этого велик — может провести «антикарантинные» референдумы или иным путем отгородиться от продления карантина центром. Последует реплика 2014 года, только Путину будет писать не Янукович, а региональные лидеры. 1 мая и 9 мая, в Одесе 2 мая, позволяют ранимировать советскую символику и использовать ее как оружие сопротивления.
- Де факто в стране на данный момент минимум три региональных центра влияния: Киев-Центр, Киев-Кличко, Черкассы, Одесса, Львов, Житомир и особняком Винница. В любой момент, если протестные потоки региональные сольются, местные элиты могут потребовать от власти соблюдения Конституции Украины. В противном случае, если любой из них подаст в суд за госизмену, состав преступления может быть слишком весомым для досрочных президентских выборов. Зеленский не подписывал ни одного карантинного указа. Вся ответственность — га Шмыгале и его патроне Ринате Ахметове, но силовые структуры явно не намерены помогать этому тандему в продлении карантина до конца года. При этом Зеленский, даже без подписи, является гарантом соблюдения Конституции Украины. Значит, если начнется судебный процесс, он будет проходить минимум как свидетель.
- Правовые особенности введения «карантина» и особенно трех его продлений дают основания начать новый Майдан с зала суда. Жадность и глупость части правящей партии «Слуга народа» сделают любой массовый протест логичным и закономерным. Эти протесты не будут отличаться массовостью, как предыдущие Майданы. Но одни станут множественными. Что страшнее для центральной власти: один киевский майдан на 1,5 млн или 1,5 майданов по 10 человек по всей стране?
- Аваков пытается доказать власти, что она без него — ничто. Актуально в свете последних уколов в адрес Авакова. Если он присоединится к западной протестной дуге, вероятность досрочных президентских выборов возрастает в разы. Но министр внутренних дел не собирается играть на стороне премьера и, соответственно, Ахметова. Это значит, он расчищает путь для реинкарнации анклава Коломойского в триумвирате 2014 года: Тягнибок-Тимошенко-Яценюк. (Кличко из этой тройки выбыл). Шмыгаль ведет свою игру, давя нормативными актами, которые имеют сомнительную юридическую силу, и зачищая рынки для «правильного» малого и среднего бизнеса.
- Политическая перспектива Виталия Кличко как лидера местной фронды сведена к минимуму. Он упустил момент.
Главное для власти — чтобы протестные потоки не слились в один. Главное для МСБ- отвязаться от политиков с их идеологиями, настаивать на экономических требованиях и только на тех политических, которые лишены какой-то идеологической окраски.
Лилия Брудницкая, ЦСП «Выбор»